Афина — богиня мудрости, знания и справедливой войны, дочь Зевса

Афина - богиня мудрости

Афина — богиня мудрости, знания и справедливой войны, дочь Зевса и титаниды Метиды. («Метида – мудрость, по гречески metis – мысль, размышление).

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона.

Самим Зевсом рождена была богиня Афина Паллада. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем.

По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон.

Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная стояла она пред богами, равная могуществом самому Зевсу. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу, Афину Палладу.

Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды

Афина – воительница силой первородной непорочности, которую даёт её рождение в шлеме и в панцире.

Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществлённая в действии.

Если мы посмотрим на это с эзотерической точки зрения, то увидим в этом процесс, хорошо известный из «Тайной Доктрины».

Возникает вопрос, что это боги Олимпа – такие злодеи, которые проглатывают своих детей как Кронос или жен, как Зевс. И мы понимаем, что Зевс – символ Логоса, который един со своим женским аспектом, в результате этого слияния (проглатывание), с помощью Фохата рождается Дочь, но она несет в себе и аспект Сына. Церковь сделала третьим аспектом Троицы Сына, на самом деле – это Сын – Дочь, т.е Махат, Разум, Мудрость. Она есть проявленное Слово Зевса, проводник Высших Идей. Эзотеризм не ведает пола. Его Высшее Божество так же вне пола, как и вне формы. Т.о., в третьем аспекте она становится Вак, Матерью, Дочерью Логоса.

Афина по своей значимости, силе и мудрости  равна Зевсу. Поэтому ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её — ближайшее к Зевсу.

Демокрит считал её «разумностью». Афина — принцип неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём, она хранит молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). Сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

Образ Афины демонстрирует, подобно образу Геры, высокое уважение к женщине не только прекрасной, но и мудрой. При этом она именно умна в высоком смысле; в поздней античности ее считали олицетворением Мирового Разума.

«Фиалкокудрая», с огромными глазами (за которые греки прозвали ее «совоокой»), высокая, статная, Афина и впрямь красавица. Но богиня сурова, гневлива, жестока, с характером скорее мужским, чем женским.

Афина помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой («работницей»), покровительницей ремесленников. Её собственные изделия — подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона.

Она покровительствует славным героям Греции и защищает общественный порядок, дает им свои полные мудрости советы и помогает им: во время опасности, она помогала Гераклу в борьбе со стимфалийскими птицами, а позже участвует бок о бок с ним в гигантомахии: убивает великана Гериона, на другого наваливает остров Сицилия.

Афина и персей

Именно она помогла Персею — сразить Горгону Медузу, за что получила прозвище Горгоноубийца, Персей победил, её он подарил Афине голову Медузы Горгоны, и она украсила ею свой щит. Она помогла Прометею в похищении огня для людей, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Именно она помогла Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны.

Богиня считалась учредительницей законов и Ареопага — высшего государственного суда Афин. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина — Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). Кроме того, она изобретательница колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Победительница в брани, она выступает также в ипостаси Софии Премудрой. Олицетворяет собой богочеловеческий социум, так называемую государственную премудрость.

Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитала решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.

Она – воительница и защитница. Афина — защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы».

«Светлоокая» (точнее, «совоокая») — её постоянный эпитет свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы (символ мудрости), которая позже стала священным животным афинского акрополя. Гомер называет Афину «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж Акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное — сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн:

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

Олива

Афина имела священное дерево — оливу. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса. Горожане должны были решить, чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы солёный источник (по другой легенде — создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копьё и выросла священная олива (маслина). Маслины Афины считались «деревьями судьбы».

Когда устраивались в ее честь праздники (Панафинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день.

Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия, когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром. Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов.

Арахна, царская дочь из лидийского города Колофона, славящегося своими пурпурными красителями, была такой искусной ткачихой, что сама Афина не могла состязаться с ней. Рассматривая полотно, на котором Арахна выткала картины любовных похождений олимпийцев, богиня так и не смогла найти в них ни одной ошибки и с досады и в отместку разорвала полотно на части. Арахна в горе повесилась на стропилах. Афина превратила ее в паука, самое ненавистное для нее насекомое, а веревку превратила в паутину, по которой Арахна поднимается в безопасное место.

Культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), но особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах. Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней — апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афина и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.

Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине, проводились музыкальные и гимнастические соревнования. Апофеозом торжества было принесение в дар Афине пеплоса, сотканного руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем.

Парфенон

В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, творение великого Фидия. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».

В Риме Афина отождествлялась с Минервой.

На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

 

МОЛИТВА АФИНЕ

 

Афина – Мать, Твоя Святая Мудрость

Нас покрывает радостной волной.

В сиянье Света истинная Благость

Уводит в Беспредельность за собой.

 

Тебе молюсь, Великая Афина,

Тебе Пресветлой, воздаю поклон.

Ведет вперед Твоя Святая Сила,

Даруя мне и радость, и покой.

 

Но не земной покой обыкновенный,

А радость жизни, вечного труда,

Покой в душ, в гармонии с Вселенной,

И счастьем наполняюсь я тогда.

 

Ты мудрость шлешь, и знание, и силу.

Ты в бой ведешь под знаменем Своим,

Ты — Зевса дочь, и Свет любви несешь ты миру,

Передавая факел знания другим.

 

Ты -Вечная любовь и Вечный Подвиг,

Ты — Свет для нас, вершина Божества,

И кто вершины той достигнуть сможет,

Тобой обласкан будет навсегда.

 

О, Мудрость вечная, и светлая Победа,

Твой шлем наполнен мудростью веков,

Любовь, Премудрость, Вера и Надежда,

Я за Тобой всегда идти готов.

 

Святая Мать, Тебе несу любовь я,

И восхожу вершинами людьми.

С победой выхожу всегда из боя,

Ведь в битву я иду под знаменем Твоим.

 

Благослови детей Своих, Афина,

На труд, на бой меня благослови,

В сердцах у нас твоё сияет имя,

Стремленье, Знанье и Учение Любви!

 

Руины

 

Гимн VII. К МНОГОМУДРОЙ АФИНЕ

Перевод О.В.Смыки

 

Внемли, дитя Эгиоха — Зевеса, что в свет появилась

От высочайшей цепи, от источника отчего! Внемли!

Мощного дочерь отца, многосильная, с мужеским духом,

О щитоносица в шлеме златом, Тритогена Паллада!

 

Внемли и гимн мой прими с благосклонным, владычица, сердцем!

Слово мое да не будет напрасным, не дай его ветрам!

Ты, кто отверзла врата для премудрости, к богу ведущей,

Кто укротила гигантов земных богоборное племя,

Ты, кто избегла желаний зажженного страстью Гефеста,

 

Пояс девический свой адамантовый ты сохранила.

Ты, что смогла уберечь уцелевшее сердце владыки

Вакха, на части разъятого силой титанов, и скрыла

В глуби эфира его, и родителю после вручила,

Дабы по замыслу неизреченному отчему новый

 

В мир снизошел Дионис, порожденный отцом от Семелы.

Ты, кто рожденных от страсти всезрящей богини Гекаты

Всех укротила, секирой срубая их главы под корень,

Ты добродетелей силу благую возвысила в смертных,

Жизнь им украсила многоуменьем искусств и ремесел,

 

Силой творящей ума наделила ты души людские!

Ты, что Акрополь имеешь по жребию, холм неприступный,

Символ твоей принадлежности к высшей цепи, о царица,

Землю — пестунью мужей и матерь для книг — возлюбивши,

Ты, поборовши святое желанье отцовского брата,

 

Имя свое даровала земле и ум благородный,

Вот отчего, как память о споре богов, пребывает

Там, у подножья холма, в назиданье потомкам — олива.

Ты возрастила ее, когда Посейдонова воля

На Кекропидов обрушила вал многошумного моря,

 

Хлынул могучий поток, на пути своем все затопляя.

Ты, о богиня, чей лик излучает святое сиянье,

Внемли и дай мне, скитальцу, счастливую тихую гавань,

О, даруй душе моей благосвященных сказаний,

Чистый свет и премудрость, любовь и любовь таковую,

 

Я умоляю, вдохни, дабы силой ее воспарила

К отчему дому душа, на Олимп от земного предела.

Если же я и подвластен ошибкам, как в жизни бывает,

Ведаю сам, что терзают меня прегрешенья, проступки,

Все, что не должно свершать, но свершаю, душой неразумный,

 

Смилуйся, кроткая духом, не дай мне, простертому в прахе,

Стать для недугов готовой добычей, о смертных спасенье!

Я ведь молю об одном — дабы был, о богиня, твоим я!

Членам ослабшим даруй нерушимую крепость здоровья,

Прочь отгони плотоядных болезней печальное племя,

 

Я умоляю, царица, своей амвросической дланью,

О, прекрати непосильные муки страданий ужасных,

В море житейском пловцу, пошли мне спокойные ветры,

Брак и потомство, известность, богатство, отрады веселий,

Гибким умом одари, пошли в испытаниях стойкость.

 

Дар убеждения, шутки друзей, почет у сограждан.

Внемли, о, внемли, царица, молю бесконечной мольбою

В трудный свой час, да слух преклонишь ты ко мне благосклонно!

АФИНА ПАЛЛАДА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *