Древнегреческая мифология — греческие мифы, символы и их эзотерический смысл

Древнегреческая мифология

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ, СИМВОЛЫ И ИХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Зевс — Громовержец, Творец — верховное божество греческого Пантеона

Согласно мифам, его отец Кронос  не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на которую он обрек своего отца Урана. И повелел Кронос жене своей Рее приносить ему новорожденных детей  и безжалостно проглатывал их. В ужасе приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Кронос: Гестию, Деметру, Геру, Аида ( Гадеса) и Посейдона.

            Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей, Урана – Неба и Геи – Земли, удалилась она на Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что обманут.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Коза Амалфея вскормила его своим молоком. Когда однажды коза обломала себе рог, Зевс наделил его чудесной силой наполняться в изобилии всем, что пожелает его владелец (так появилось выражение  РОГ ИЗОБИЛИЯ). Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал, юные куреты, корибанты ( полубоги, охранители и защитники Зевса), охранявшие пещеру, ударяли в щиты мечами, чтобы не услышал  плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братье и сестер. Позднее куретами на Крите называли жрецов Зевса и Реи),

Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта битва.  Могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Дети Кроноса утвердились на высоком Олимпе.

Олимпийцы сковали их и низвергли в Тартар, в вековую тьму.

И еще одна легенда.

Согласно греческому мифу, Зевс влюбился в финикийскую царевну Европу, когда увидел ее гуляющей у берега моря со своими подругами. Тогда Зевс превратился в белоснежного быка с крохотными жемчужными рожками, между которыми пролегла черная полоска. Европа заворожено смотрела на это чудо, но боялась подойти поближе. Со временем, убедившись, что бык кроток, как ягненок, она осмелела и даже стала играть с животным, кормила его цветами, украшала ему рога венками и, наконец, когда он покорно лег у ее ног, забралась к нему на спину. В тот же миг бык встал, направился к морю и вдруг поплыл. Бедняжке оставалось только держаться за его рога и с испугом смотреть на отдаляющийся берег.

Зевс доставил Европу на Крит, где она родила ему трех сыновей: МИНОСА, РАДАМАНТА и САРПЕДОНА.

Это легенды, а кто же такой Зевс для нас в эзотерическом смысле?

О нем и его эзотерическом смысле можно говорить достаточно много и разносторонне, ибо понятие Зевса можно рассматривать с точки зрения разных Учений и религий.

«Тайная Доктрина» говорит нам следующее:

— Все Высшие Боги  есть Логосы.

Зевс имеет множество имен у разных народов: на египетском его называют  Пта или Ра; у римлян – Юпитер, у индусов – Брама; на греческом – Зевс Катайбат (нисходящий) и т.д.

«Зевс», — говорится в орфическом гимне, — «первый и последний, голова и конечности; от него произошли все вещи. Он человек и бессмертная нимфа (мужской и женский элемент); душа всех вещей, главный двигатель в огне; он есть солнце и луна; родник из океана; демиург вселенной; одна сила, один Бог; могущественный творец и правитель космоса. Все, — огонь, вода, земля, эфир, ночь, небеса.» [244]

Этот короткий, хвалебный гимн лежит в основе каждой поэтической мифологической концепции. Подобен солнцу — какой еще лучший образ можно найти для Юпитера, изображающего его золотые лучи, как не олицетворить эту эманацию в Диане, светоносной целомудренной Артемиде, чье старое имя было Диктина, дословно значит луч, от слова дикейн.( кстати гора, где находится пещера, где родился Зевс называется Дикти, вы ее видели только что, следовательно уже само название горы говорит нам о спускании на Крит особого эволюционного луча.)

Он имел четверичную природу, Четверо-начальный Юпитер, так же как и Брама – Четверо-Ликий, воздушный, громовержец, земной и морской Бог, Господь и Владыка четырех Стихий может быть представителем великих Космических Богов каждого народа.

Про него говорят:

Это был Бог Огня, символизированный громом, как Jove – Зевс или Агни;

— Бог Воды, символизированный водяным быком или какой либо священной рекою, или фонтаном, как Варуна, Нептун и пр.;

— Бог Воздуха, проявляющийся в ураганах и бурях, как Вайю и Индра;

— и Бог или Дух Земли, проявлявшийся в землетрясениях, подобно Плутону, Яме, и многим другим, т.е.

Высшая Сущность солнца есть свет, ибо через диск солнца мы пользуемся светом.

            Ученики школы Ферекида учили, что эфир (Зевс или Зен) есть высочайшее небо, которое заключает в себе высшее небо, и его свет (астрал) есть концентрированный изначальный элемент. Зевс рождается в Кроносе и из Кроноса – Времени. Кстати, [1] Кронос означает не только Χρόνος Время,   слово это происходит также от корня «kar» «делать, создавать». В Ведах Кранан (sic) есть Бог творящий, «всемогущий» и «великий зодчий вселенной».

Как пишет Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине»:

«Если мы задумаемся над последовательным развитием аллегории и над характером героев, то тайна может быть разгадана.  Кронос, конечно, изображает «Время» в его цикловом течении. Он пожирает своих детей – включая и личных Богов экзотерических догм. Вместо Зевса, он пожрал его каменного идола; но символ рос и лишь развивался в человеческом воображении, по мере того как человечество устремлялось по нисходящей дуге по направлению к только физическому и умственному – не духовному – усовершенствованию. Когда его духовная эволюция будет настолько же развита, тогда Кронос не будет больше обманут.» Вместо каменного изображения он поглотит антропоморфический вымысел, как таковой. Т.е закончится очередной цикл.

Теперь, мы можем сказать, что кровожадный Кронос, пожирает своих детей, т.к. идет сворачивание цикла, или  это непроявленые планетные циклы, которым суждено будет проявиться, но для этого нужен центральный Логос, который вызовет разворот всей системы. Придет время сворачивания Системы и Зевс также будет проглочен Кроносом. А пока Зевс победил своего Отца, победил Время и начал разворот новой Системы, имя которой Солнечная Система. Великая Битва происходила пока шел процесс формирования системы, пока формировались планеты, в т.ч и наша Земля. Этот Космический Зевс и есть наше Солнце.

Но мы всегда с вами помним Закон «Как наверху, так и внизу».

Итак, Зевс – Высшее Божественное Существо. Представьте себе, произошла смена рас, надо начинать новую цивилизацию и где?  ВЕвропе. На Африканском континенте она уже разворачивается полным ходом в Египте.

Мы привыкли видеть Крит как один из самых больших островов Средиземноморья, но это сегодня. Посмотрите внимательно на карту Греции – Греция островное государство и имеет огромное множество осровов. Например на Санторине найдены останки цивилизации  абсолютно одинаковой с цивилизацией Крита. И интересно, что на одной из экскурсий нам сказали, что очень-очень давно – это был большой материк, который назывался Халкида. Нам  сегодня это трудно представить, но ведь подвижки земных платформ происходят постоянно и со временем этот материк распался на мелкие острова. И центральной точкой этого мощного Европейского материка становится Крит.

Находясь на оживленном перекрестке морских путей, Крит занимает выгодное место между Востоком и Западом  – это центральная точка, находящаяся на перекрестье Европы, Малой Азии и Африки. Поэтому так причудливо переплелись на острове греческие и восточные черты.

Вот как описывает Крит в своей « Одиссее» великий Гомер:

Остров есть Крит среди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, объятый морскими волнами, людьми изобильный;

Девять десятков великих городов населяют,

Разные там обитают народы. Рядом с ахейцами встретишь

Критян древнейших воинственных, так же и киконов племя,

Пышноволосых дорийцев и в Кноссе живущих пеласгов.

Мудрый над всеми народами царствует Минос,

В девятилетие раз общаясь с Зевсом Кронидом.

            Каждый народ, каждая цивилизация, каждая новая раса слагает свою космогонию, называя одни и те же явления, одних и тех же Водителей разными именами. В Атлантиде – это были одни Боги и их Имена, в Египте – другие, в Индии – третьи, но суть их одна. Какое бы имя не давалось Вышему Существу – суть его всегда одна и та же. Он начинает эволюцию Планеты, выигрывает битвы с Титанами, он начинает новую цивилизацию.

Как говорят наши Учителя: «На нашу планету пришел Дхиан — Коган, чтобы обитать здесь и наставлять детей Земли. Для тех же целей необходимо, чтобы эти духовные существа являлись на важных поворотах,и особенно в конце двух великих циклов. Но, как говорит Учитель:  «они остаются с человеком не дольше, чем требуется для того, чтобы вечные истины, которым они учат, так сильно запечатлелись на пластичных умах новых рас, чтобы они не могли быть полностью потеряны или забыты будущими поколениями в последующие века.». Миссия планетарного духа – лишь задать основной тон Истины.» Потому, давайте понимать, что есть как бы два понятия Зевса – Высшее, космогонической, как Высшего Творца, Демиурга. А есть Зевс – планетарный дух, который появляется — рождается в начале каждого нового истоического периода, эпохи, расы, который ведет человечество, детей своих, создает новое воинство, строит новую Иерархию. Как сказано в Т.Д.:  «Между Зевсом, Абстрактным Божеством греческой мысли, и Олимпийским Зевсом существовала целая пропасть. Последний олицетворял в Мистериях принцип не выше, нежели низший аспект человеческого физического разума – Манас в сочетании с Кама;…»

            Итак: Высочайшее Существо неба или всего того, что понимается под этим именем, есть Зевс, ибо посредством неба Зевс дает жизнь всем вещам.

Конечно, человеческое сознание стремиться очеловечить и строить мир не по Гермесову принципу « как наверху, так и внизу», а наоборот, старается высшее построить по образу и подобию своему – человеческому, со всеми своими привычками и наклонностями. И если мы с улыбкой говорим о любвеобильности Зевса, то это как раз говорит нам о том, что Творец стремиться сделать людей подобными  Себе, но здесь на Земле, чтобы эти богочеловеки могли исполнять волю Его Первые племена были послушны и исполняли волю Учителей — Богов, понимая их как Начало Ведущее. То, что Зевс часто  обращает внимание на земных женщин, так это как раз и напоминает нам факты из Тайной Доктрины, что Высшие Существа, пришедшие к нам с других планет воплощались среди людей, чтобы создать себе подобных. Потому, так много «детей» у Зевса, они носители его идей, его плана. Так строится Иерархия в сознании новых людей, которым предстоит  начинать новую Расу, на Европейском континенте.  Этот планетный дух строит новую цивилизацию, она как бы плавно перетекает с остатков Атлантиды и из Египта. Если мы посмотрим на изображения людей Крита, то увидим, как они похожи на атлантов, а живопись, музыка и др. как у египтян.

Надо всегда помнить о неодновременном развитии монад. Передовые монады, продвинутые прошли уже несколько кругов эволюции, а многие монады остаются еще в первобытном состоянии, когда человек получил  пока только « кожаные костюмы», но пока еще не человек в полном смысле этого слова. Это полудикие племена, населяющие новые территории.В этом году в Грециин нам удалось в этом году побывать в пещере, где найдены останки человека, которому  700 тыс. лет. А это времена  Антлантиды, находящейся в расцвете своем. Именно таких полулюдей и надо образовывать, воспитывать, вести, давать возможность развиваться. И тогда на материке рождается Зевс, новый Учитель ( люди того времени жили в пещерах, в горах). И вот вместе с этим младенцем Зевсом растет это юное человечество, которому помогают, которому дают возможность вырасти, в тихом и спокойном месте. Кстати обратите внимание, Зевс родился в пещере и его кормила коза, Христос родился в пещере, в яслях вместе с овцами. Впоследствии пошел процесс обожествления, ведь народ  обязательно своих Водителей, Учителей делает Богами или,  по крайней мере, святыми. Так же произошло с Зевсом и его помощниками, Богами Олимпа. Ведь мы читали у Е.И. Рерих, что когда — то на земле существовали и реальный Озирис и реальная Изида, но в сознании человечества то знание, которое они давали тесно сплелось с реальными людьми, потому так часто мы не можем понять, где знание, а где просто люди и их дела. Но как же иначе, как можно было передать, сохранить это знание, передавая из поколения в поколение. Но вот здесь-то оно и обрастало новыми вымыслами.

Итак, Зевс вырос, появилась возможность создания новой цивилизации на новом материке, имя которому Европа. Поэтому именно Европу похищает Зевс,  берет ее в жены. Начинается новый цикл зарожения нового народа, новой цивилизации. Причем  похищает ее в образе белого быка. Как видите опять бык.

И основоположниками этой цивилизации становитсяего сыновья: Минос и его братья. Кого Владыка называет – «Сын Мой или Дочь Моя»? Только учеников, достигших необходимого уровня сознания. Христос тоже – Сын Божий.

И уже Минос, воплощенный посвященный, обладающий знанием, строит удивительный мир, удивительную цивилизацию, которая сохранила в себе все лучшие черты прежней, развила ее  и двинулась вперед, неся свою культуру дальше на материк, давая возможность развития ее в прекрасную античную культуру Древней Греции, а затем и дальше на материк – древнеримсую культуру , дальше и дальше продвигаясь на Север и Запад,.

 

Кто же такой царь Минос?

Мифология отразила веру древних критян в божественную сущность царя: ведь Минос считался сыном Зевса, который руководил его деятельностью. Раз в 9 лет он общался с отцом на горе Дикта. Греки не сомневались в его реальном существовании. Считалось, что Минос дал людям самые справедливые законы, какие только могли быть. Царю Миносу, как сообщает Геродот, удалось изгнать своих соперников, боровшихся с ним за царство, и объединить весь Крит под своей властью.

Держава Миноса была сильна и на суше, и на море.

В ХУ1 в до н.э. государство Миноса занимает территорию всего острова. Дворцы и поселения не имели оборонительных стен, резиденция верховного правителя (Кносский дворец) была связана удобными дорогами с Фестом, Маллией, Като-Закро, где сидели союзные ему правители, возможно родственники царя. Кносский дворец был при Миносе административным, политическим, хозяйственным центром всей Критской державы.

 «Мудрый Минос» построил большой военный флот, победил пиратов, создал мощную морскую державу и установил свое господство над всем Эгейским морем. Древнегреческие историки считали Миноса первым властителем моря. Дело в том, что Египет, несмотря на свою развитую цивилизацию, не был морской державой. Это мнение получило археологическое подтверждение. Великие греческие историки Геродот и Фукидид   повествуют о  так называемой талассократии Миноса, т.е. о его владычестве на море.  Миносу удалось уничтожить пиратство в Эгейском море, подчинить своей власти многие острова Кикладского архипелага и даже Аттику. С покоренных народов взималась дань. Минойские колонии были обнаружены не только в Эгеиде, но и на Пелопоннесе, в Лаконике, на острове Сицилия и на побережье Сирии. Критские воины во главе с Миносом совершали далекие морские походы. В частности, Геродот рассказывает о походе на Сицилию. И хотя критский царь потерял там не только свой флот, но и собственную жизнь, все же такие походы свидетельствуют о силе критской державы.

Итак, мы видим, что для развития цивилзации на  Крите появился Учитель – Наставник, который и повел новое человечество к знаниям, он строил новое общество на принципах общины. Интересно, что на Крите не было отдельно царей и жрецов, поэтому  Миноса называют Царь-Жрец. Поэтому правление на Крите времени Миноса можно определить, как  теократию, когда в руках властителя были сосредоточены функции царя-правителя и верховного жреца, сына бога. И сам его дворец представляет собой храмовое сооружение в котором все живут одной жизнью и интересами. Конечно, мы говорим о ранних временах. Конечно, Минос не мог жить бесконечно долго и для того, чтобы уважение к царю никогда не менялось, ибо все знали ипомнили его заслуги по созданию одного из самых миролюбивых государств, несмотря на то, что он сумел на первых порах, в целях объединения многих народов, завоевать их. Но в дальнейшем это было самое миролюбивое государство, на которое, кстати никто не нападал, т.к. минойцы сумели дать отпор  даже самым воинственным атлантам.  Минос никогда не являл народу своего лица, оно всегда было прикрыто маской быка.  Не исключено, что деяния, приписываемые одному правителю, были совершены несколькими царями, носившими имя Минос и происходившими из одной династии.  Поэтому сколько не сменялось бы поколений на острове правил только царь Минос.

Вообще очень интересно изучая Крит проводить аналогии с Критием великого Платона. Та же система постороения города-центра, та же система Иерерхии, те же принципы руководства, но уже на новом витке.

И еще , наверно самое интересное открытие…

В своих дневниках Е.И. пишет о воплощениях Владыки М.: «Кроме нескольких жизней как Иерофант, этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Миносе, и в величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д». Явление Имени для нас сразу делает понятным, кто такой этот Царь — Жрец, заложивший основание новой европейской цивилизации.

 

Итак, начинается новая заря, новая эра в развитии человеческой цивилизации, которая получила имя крито-минойской цивилизации.

Минойская культура, названная по имени легендарного царя Миноса, культура Крита, достигшая расцвета в 3-2 тыс. до н.э.  Это по предположению ученых, только по раскопкам, но мы с вами  понимаем, что пока можно увидеть только поздние следы этой цивилизации, когда она уже клонилась к закату, которые  можно увидеть, это только верхние и самые поздние пласты.

Критское царство представляло собой мощную морскую державу с хорошо развитыми торговыми связями. Обнаружены следы широкого взаимодействия Критского царства с культурами государств Передней Азии, главным образом с культурой Египта, но она смогла сохранить самостоятельный характер. Ярким свидетельством м.к. являются великолепные дворцы (например, в Кноссе), городские строения, керамические изделия, резные печати, украшения, фрески и.д.

Сегодня археологами найдены остатки четырех дворцовых поселений – в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Заро. Каждое из них имело свой политический, экономический, религиозный центр – большой дворец, вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений. Период ХХП-ХУШ вв. до н.э. в истории  Крита получил название «Эпохи старых дворцов». Об этом периоде почти ничего неизвестно. В 1700 г. до н.э. центры этих поселений были разрушены в результате катастрофы, но цивилизация еще продолжала развиваться и с ХУП в. до н.э. начинается новый период, получивший название « эпоха новых дворцов»

Английский археолог А.Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации, исследовал остатки одного из дворцов в Кноссе.

Артур Эванс, выдающийся  английский ученый, профессор, еще в молодости увлекся расшифровкой иероглифов, он нашел неизвестные знаки, которые привели его на Крит, где в 1900 г. он приступил к раскопкам. Так же как и его немецкий коллега Шлиман, Эванс шел по следам легенд и мифов, так же безусловно доверял письменной традиции. В результате этих раскопок и был открыт Кносский дворец. Раскопки велись почти тридцать лет, в результате которых  были вскрыты остатки огромного величественного сооружения, занимавшего площадь почти полгектара.

По планировке Кносский дворец чем-то напоминал Микенский и Тиринфский, однако, если последние являлись мощными цитаделями, возведенными на неприступных возвышенностях и окруженных циклопическими стенами, то дворец в Кноссе оборонительных сооружений не имел. Его центральный двор окружало множество строений различного назначения. Они были расположены в таком причудливом порядке, что Эванс сравнил их огромным лабиринтом. Он, не колеблясь, заявил, что открыл дворец легендарного царя Миноса, сына Зевса, отца Ариадны и Федры.

Это был самый большой дворец, несколько раз перестраивавшийся и погибший в результате катастрофы в ХУ в. до н.э. Он занимал большую площадь и имел несколько этажей. В цоколе располагались кладовые, в которых хранились изделия ремесленников и запасы продовольствия. Дворец был снабжен довольно совершенной системой водоснабжения, освещения, канализации. Стены были покрыты великолепными фресками, воспроизводившими красоту окружающей природы и сцены из жизни критского общества. На одних картинах изображены  птица с чудесным оперением, кошка, охотящаяся за птицей, причудливо извивающиеся осьминоги, таинственные грифоны. На других фресках можно видеть стройных загорелых юношей с длинными черными волосами, уложенными причудливыми волнами. Здесь же утонченный красавец с «осиной» талией и широкими плечами – юный  царь-жрец.

Во дворце было множество помещений для правителя и его семьи, святилищ, комнат для слуг, мастерских ремесленников. В тронном зале происходили государственные, деловые и культовые церемонии. В специальных помещениях находились терракотовые ванны, рядом располагались туалетные комнаты. Питьевая вода хранилась в цистернах и поступала во дворец по керамическим трубам. Свет проникал в здание через специальные световые колодцы.

Простые жители Крита обитали в небольших домах, построенных на территории дворца. Разные по величине, эти дома  бывали даже двухэтажными, причем обычно кладовые, кухни и рабочие помещения располагались внизу, а жилые и спальные комнаты – наверху.

В ремесленных мастерских работали ювелиры, гончары, художники. Кносские сосуды и вазы не имели аналогов в мировом искусстве. В специальных помещениях – кладовых стояли огромные глиняные сосуды, которые служили для хранения зерна, бобов, фиников, масла, вина. Эванс установил, что дворец был двух, трехэтажным.

Интересно, что греки называли Кносский дворец – Лабиринтом.

Раскопки на Крите и близлежащих островах обнаружили удивительную цивилизацию высочайшей культуры.

 Все 4 дворцовых комплекса , исследованных археологами, возводились по одной схеме, причем ее главным структурообразующим элементом был центральный двор. Дворцы отличаются удивительным сходством своей планировки. Еще немаловажная деталь: поздние дворцы не имели оборонительных систем, более того, их соединяли широкие дороги. Это позволяет думать, что владели ими, скорее всего родственники, представители одной династии, отношения между которыми складывались достаточно мирно.

Но самой главной находкой были почти 200 глиняных табличек со знаками линейного письма. Теперь, если их расшифровать, минойская цивилизация сама расскажет об основных этапах своего развития. По характеру письма таблички были определены на группы – линейное письмо А и линейное письмо Б. Но расшифровать таблички Эвансу не удалось.

Одной из самых пока не раскрытых загадок критских древностей является так называемый Фестский диск, обнаруженный в 1908 г. во время раскопок в Фестском дворце на острове Крит. Считается , что он относится ко второй половине ХУШ в. до н.э. Это круг из обожженной глины диаметром около 16 см. На обеих сторонах диска выдавлены 242 различных идеографических знака, расположенных в виде спирали. Знаки скомпонованы по группам: на лицевой стороне 31 группа знаков, на оборотной – 30 групп. Пиктографическое расположение вполне однозначно: бегущий мужчина, цветок, женщина с обнаженной грудью, рыба, корабль, треугольник и др. Попытки же  расшифровать подобного рода идеографические знаки на Фестском диске к успеху не привели. Причины в том, что это единственный памятник подобного рода письменности. Диск относится к такому раннему роду письменности, что в распоряжении исследователей нет таких лингвистических данных, которые можно было бы использовать в качестве ключевых для расшифровки текста.

Главным минойским божеством была Потния (т.е. Владычица, госпожа) – богиня –  мать, богиня плодородия, повелительница дикой природы. Она возвышалась над миром как гора, на вершине которой она изображалась. В честь богини устраивались празднества, где юный царь совершал жертвоприношения от всей общины. Принеся в жертву змей, голубей, юноша благоговейно простирался ниц перед изображением богини со змеями в руках. Кто он? Всего лишь песчинка матери-природы, которая дала ему жизнь и которая всегда может забрать ее, если жрец не будет постоянно тешить сердце богини жертвами и пышными праздниками.

Богиня представлялась в образе зрелой женщины, восседающей на троне. У нее высокая пышная прическа, а шею украшают ожерелья: одно состоит из « плывущих» друг за другой уточек, другое – из маленьких стрекоз. Игривая обезьянка преподносит богине цветок шафрана. Все это символы весны, возрождения природы. Праздник весны сопровождался буйным весельем. После жертвоприношений юные жрецы  и жрицы водили хоровод вокруг священного дерева, вовлекая в него всех присутствующих. Танец постепенно убыстрялся и в конце превращался в буйную пляску.

На другой фреске изображено шествие юношей. Они несут ритоны с жертвоприношениями. На них смотрят томные, полные кокетливого очарования  красавицы – придворные дамы в широких колоколообразных юбках с оборками , в туго затянутых корсетах с открытой грудью. Они в радостном ожидании праздника. Долгое время о жителях сказочного Крита говорили как « о детях природы», проводивших время в играх и развлечениях, живших в полной гармонии с собой и окружающим миром среди цветов, кораллов, морских раковин, прекрасных птиц. Такому впечатлению способствовали фрески Кносского дворца. Фрески эти создают у зрителя впечатление, что жизнь элиты минойского общества была свободна от всех житейских бурь, протекала радостно и беззаботно, в праздниках, пирах, танцах, веселье.

В результате природной катастрофы в конце ХУ века до н.э. экономический, политический, культурный расцвет державы Миноса сменяется упадком, за которым на остров последовало нашествие греков-ахейцев. Её причины до сих пор не выяснены, хотя большинство ученых говорит о природном катаклизме, обрушившимся на остров. Возможно, это было извержение вулкана на острове Фера или его еще называют Тира (соврем. о. Санторин).

Остров Фера находится в 120 км. к северо-востоку от Крита, в сейсмоопасной зоне. Стало быть, если вулканические выбросы смогли достичь острова, то извержение должно было  иметь невиданные размеры.

В городе Фера были обнаружены остатки крупного города, современного минойскому Кноссу.

В нем был дворец правителя острова, двух-трех этажные здания, в которых проживали горожане. Исследователей поразили фрески, украшавшие стены дворца. Столь же выразительные, как и фрески дворцовых комплексов Крита. Помещения Ферского дворца были заполнены культовыми сосудами, священными амулетами, жертвенной утварью. В домах горожан обнаружены украшенные традиционным орнаментом сосуды – местного производства  и критские.

Примерно в 1520 г. до н.э. случилось сильнейшее землетрясение, которое разбудило спящий вулкан, в воздух взметнулись тонны вулканического пепла, пемзы, их многометровый слой полностью скрыл следы жизни. Во все стороны пошли огромной силы волны-цунами, достигшие вскоре ближайших островов. Города на севере и востоке Крита оказались полностью разрушены. Их гибели способствовало еще одно землетрясение, случившееся уже на Крите около 1460 г. до н.э.

Из руин сумел возродиться только Кносс. Но его могущество  было утеряно, затем островом завладели варвары, греки – ахейцы и Крит уже не смог возродить свое былое могущество.

 

Одним из главных символов Крита является Бык. Его изображения встречаются везде. На Крите одним из главных был культ божественного быка, являющегося воплощением Зевса (отсюда и пошло крылатое выражение: ЧТО ДОЗВОЛЕНО  ЮПИТЕРУ, НЕ ДОЗВОЛЕНО БЫКУ) Потому характерным для критского искусства  «бычья» символика» : рога, орнамент в виде бычьих голов, ритоны ( сосуды) в форме головы или целой фигуры быка, изображения быков и коров. Другим символом магической власти священного быка был топор лабрис.

 Поклонение быку не ограничивалось Египтом и практиковалось у многих народов древнего мира. В Индии священный бык Шивы – Нанди – все еще является объектом поклонения, а персы и евреи считали быка важным религиозным символом. Ассирийцы, финикийцы, халдеи и даже греки обожествляли это животное, и Юпитер обратился быком при похищении Европы. Бык был мощной фаллической эмблемой, означающей родительскую творческую энергию Демиурга. После смерти бык часто мумифицировался  и хоронился с почестями, отдаваемыми Богу, в специально подготовленном саркофаге. Раскопки в Мемфисе показали, что подобные захоронения были распространенной практикой Египта.

Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах — в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка — к первому. Озирис, которому был посвящен бык. Например, Нанди – бык Шивы был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были символами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе.

 Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум — Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса — внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Апис был быко-богом, которого, по достижении двадцати восьми лет, возраста, когда Озирис был убит Тифоном, предавали смерти с большой церемонией. Поклонялись не Быку, а символу Озириса, — так же как христиане в своих церквях ныне становятся на колени перед Агнцом, символом Иисуса Христа.

Основная идея религиозной философии евреев заключалась в том, что Бог вмещал в себе все сущее[1], и что человек, включая женщину, был его подобием… Место мужчины и женщины у евреев было занято у египтян быком и коровою, посвященными Озирису и Изиде[2], которые соответственно и изображались мужской фигурой с головою быка и женской с головой коровы; символы эти были в большом почитании. Озирис был Солнцем и рекою Нилом, тропическим годом в 365 дней [число, означающее слово Neilos] и быком, ибо он был также принципом огня и жизнедательной силы. Тогда как Изида была Луною, руслом реки Нила, или же Матерью-Землею, для рождающих энергий которой вода являлась необходимостью, тоже лунным годом в 354–364 дней, устанавливающим периоды беременности, и коровой, носящей на голове серп новолуния…

В Т.Д, сказано:

«В своем астрономическом аспекте Зевс-Дионис берет свое начало в зодиаке, древнем солнечном году. В Ливии он принимает форму барана и отождествляется с египетским Амоном, который рождает Озириса, бога тельца. Озирис является также олицетворением эманации Отца-Солнца, сам являясь Солнцем Тельца. Праотец-Солнце является Солнцем Овна. Как и последний, Юпитер является в облике барана, и, как Юпитер-Дионис или Юпитер-Озирис, он является быком.

       Если утверждается, что не случайность толкнула архаических зодчих Зодиака тысячелетия назад обозначить созвездие Тельца буквою А, Алеф Тельца означает «Единый» и «Первый», а Христос тоже был Альфа или «Единый», то подобное доказательство должно рассматриваться несостоятельным в более, нежели одном направлении. Прежде всего, Зодиак, во всяком случае, существовал, до христианской эры; затем, все Солнечные Боги, например, Озирис, были мистически связаны с созвездием Тельца, и все они именовались своими почитателями «Первыми». Нам говорят:

            «Не простая случайность в некоторых сферах поместила на престоле голову этого Быка (Тельца), пытающегося отбросить назад Дракона посредством египетского креста. Мы должны были бы знать, что в Египте это созвездие Тельца называлось «великий град Бога и матерь откровений», и также «толкователь божественного гласа». Apis Pacis Гермонта, в Египте, которому приписывались изречения прорицаний, относящихся к рождению Спасителя»[3].

В астрономическом аспекте хотелось бы обратить ваше внимание, что древние обладая огромным знанием, передавали его своим ученикам, но со временем это знание закрылось человеческими напластованиями, т.к. истинные носители знания уходили, а те, кто оставались, сохраняли лишь обрывки этого знания. Поэтому для человечества созвездие Тельца, созвездие Плеяд всегда были особенно близки и вызывали особый трепет. Почему?

Как бы то ни было, но Плеяды являются центральной группой в системе звездной символики. Они помещаются в шее созвездия Тельца,  как центральная группа системы Млечного Пути, а в Каббале и Восточном Эзотеризме, как звездная семеричность, рожденная от первой, проявленной стороны верхнего Треугольника, скрытого . Эта проявленная сторона есть Телец, символ Одного (цифра 1) или первой буквы еврейского алфавита, Алеф א «Телец» или «Бык», синтез которого равняется Десяти (10) или Yod (י), что есть совершенная буква и число. Плеядыособенности Альцион) рассматриваются, таким образом, даже в астрономии, как центральная точка, вокруг которой вращается наша Вселенная неподвижных звезд, как фокус, из которого и в котором Божественное Дыхание,

Кроме того, надо сказать, что и зодиакальные циклы  тоже  влияют. Так созвездие Тельца  пришло на смену созвездию Дракона.

Ученые обнаружили, что две южные шахты  египетской пирамиды Хеопса направлены на пояс Ориона и Сириус, т.е. на Осириса и Исиду. Северные шахты ориентированы на полярную звезду, которой в те времена являлась Альфа Дракона. Альфа Дракона во времена эпохи пирамид (ок. 2500 г. до н.э. занимала место на полюсе).

В Древнем Египте именно в период, когда весеннее равноденствие было в созвездии Тельца, Бык, апис посвящался Богу – Солнцу, которому поклонялись как животному эквиваленту небесного знака. Именно это имели в виду древние, говоря, что небесный Бык расколол яйцо года своими рогами.

Медленно постепенное исчезновение Тельца, счастливо запечатлено в исчезновении ряда букв, столь выразительно утверждающих этот примечательный астрономический факт. Потому что АБРАКАДАБРА есть Бык, и только Бык. Древнее предположение расщепляется на составляющие части таким образом: Abrachadabra, т.е Abr— Бык; achad-единственный; Achad есть одно из имен Солнца, данное ему как Сияющему Единственному, поскольку оно является единственной звездой, которую стоит видеть, когда она на небе; остающееся  ab’ra, завершает целое — которое и должно быть – Бык – Единственный Бык. Повторение имени с опусканием букв, до тех пор, пока они  не исчезнут совсем, есть наиболее простой, но в то же время наиболее успешный способ сохранения в памяти факта. И имя Сераписа или Сораписа, данное Быку в описанных церемониях, кладет конец всем сомнениям. Это слово ( Abracadabra) исчезает в 11 последовательных стадиях по схеме Зодиака.

Период 2160 лет, требующийся для возвратного движения Солнца в пределах одного знака, часто называется веком. Согласно этой системе, век берет свое имя от знака, который солнце год за годом проходит после пересечения экватора во время весеннего равноденствия. Отсюда берутся термины — век Быка, век Рыб, век Водолея. В ходе этих периодов, или веков, религиозное поклонение обращено в форму соответствующего звездного знака, чей образ солнце принимает точно так же, как дух входит в тело. Эти двенадцать знаков являются драгоценными камнями в нагруднике, и сияние солнца исходит от этих камней.

Из рассмотренной системы становится понятно, почему некоторые религиозные символы принимались в различные периоды земной истории; 2160 лет Солнце было в созвездии Быка, и Солнечное Божество принимало форму Аписа, и Бык посвящался Осирису.

Сегодня мы с вами говорим о смене эпохи Рыб на эпоху Водолея, но ведь эпохе Рыб предшествовала эпоха Тельца или Быка. Следовательно, верования древних основывались на астрономических знаниях. И если главным символом первых христиан был знак рыбы, то  надо полагать, что главным символом  египетско-критской культуры был знак быка.

            Как говорится в  справочниках:

  Бык является символом солнца во время весеннего равноденствия  в знаках Зодиака.

Итак, Зевс – Солнце, а если идет речь о верховном божестве, то, естественно и символом его будет бык.

Зевс родился на земле. Бык был древней эмблемой элемента земли, а следовательно и самой планеты. Он также означает животную природу человека, по той причине быки жертвовались на алтарь таких Мистерий, как еврейские и Друидов. Плутарх писал: «Апис должен пониматься нами как прекраснейший и красивейший образ души Осириса». Осирис представляет собой духовную природу человека низшего мира, которая убита и рассеяна по субстанции физических сфер. Апис – эмблема материального мира, внутри которого есть духовная природа, Осирис. Апис является символом экзотерической доктрины, то есть доктрины для профанов, в противоположность эзотерическому, или божественному учению, которое было представлено уреусом на лбах жрецов ( змей или дракон, змей – символ мудрости,  Бык, Телец, символ физического рождения).  Греки отождествляли  с быком    Зевса и Ио (в обличие коровы).

Египтяне, вавилоняне и ассирийцы, которые знали Солнце как Быка, называли Зодиак бороздами, которые являются великим небесным Волом, тянущим за собой плуг солнца. Отсюда принесение в жертву великолепных бычков при великом стечении народа. Жертвенные животные украшались цветами, их окружали жрецы, танцовщицы и музыканты.

С культом быка издревле связан интересный ритуал – тавромахия – священные игры с быком. Они проходили  на центральном дворе Кносского дворца. Это было захватывающее зрелище: стремительно несущихся бык и акробат, прямо на рогах, совершающий серию сложнейших прыжков. В играх с быками принимали участие и совсем юные девушки. Они бесстрашно проделывали на спине у быка лихие акробатические трюки. У зрителей захватывало дух при виде бешено несущегося животного с налитыми кровью глазами, на рогах которого хрупкая девушка совершает прыжки через голову.

Смертельно опасные игры продолжались несколько дней подряд и не обходились без человеческих жертв. Эта дань божеству считалась наиболее угодной, т.к. в ней видели самопожертвование во имя интересов общества.

Некоторые ученые считали, что при помощи обрядовых игр с быками островитяне пытались обуздать нередкие на Крите землетрясения, грозную стихию которых воплощал бык Посейдона. Но для минойцев, в образе священного быка было воплощено множество сложных, часто противоречивых представлений. Бык олицетворял и страшную разрушительную  мощь, и грандиозную производительную силу.

Древнегреческий миф повествует о страданиях на Крите Диониса Загрея, которого хотела погубить Гера, т.к. Дионис был внебрачным сыном Зевса. Она сначала превращается в корову, которая своим мычание побуждает титанов напасть на Диониса, который превращается в поисках спасения в разных животных и наконец в быка, но титаны набрасываются на быка и рвут его на части.

Во всех мифах и ритуалах просматривается одно из основных древнейших религиозных представлений об умирающем и воскресающем божестве – женском в образе  великой богини земного плодородия и мужском в образе божественного быка. Являясь матерью, и одновременно возлюбленной и супругой божественного быка, эта кровожадная богиня в то же время оказывается причастной к его смерти.

С быком связан и один из подвигов Геракла. ( седьмой подвиг)

Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию  и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка.   Однажды царь Минос, принося жертву морскому богу Посейдону, пообещал ему самого лучшего быка, какой только родится в его стадах, если Посейдон поможет ему получить престол. Тут же к берегу приплыл ослепительно белый бык с золотыми рогами. Минос был поражен его красотой и решил слукавить: он спрятал быка в своих стадах, а вместо него принес в жертву богам другое животное. *

            Разгневанный Посейдон решил наказать хитреца. Он внушил супруге царя Пасифае страсть к белоснежному красавцу быку. Не зная, как обратить на себя внимание животного, она рассказала о своей любви афинскому мастеру Дедалу, который жил в изгнании в Кноссе за убийство племянника. Дедал обещал помочь ей и построил пустотелую «корову» на колесах, обтянув деревянный каркас коровьей шкурой. В этой-то машине и отправилась Пасифая на свидание с белоснежным красавцем. Плодом этой преступной связи стал Минотавр ( т.е. бык Миноса) – чудовище с головой быка и телом человека.

Когда на Крите родилось чудовище человекобык Минотавр, царь Минос, чтобы скрыть позор, приказал мастеру Дедалу построить убежище для выродка. И Дедал построил дворец со множеством комнат, сложнейших переходов, запутанных коридоров который получил название ЛАБИРИНТ. Человек. Попавший в лабиринт, уже не мог оттуда выбраться самостоятельно и, блуждая по бесконечным переходам, рано или поздно оказывался там, где обитал кровожадный Минотавр, который пожирал несчастного. Подвластные Миносу племена должны были ежегодно жертвовать людей на съедение ужасному чудовищу.

Раскопки на Крите, кстати, показали, что  легенды о Лабиринте имели под собой реальную почву. Извилистые ходы, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты, многочисленные комнаты, то ярко освещены, то мрачные, таинственная игра света и тени, создаваемая световыми колодцами – все это производило сильнейшее впечатление на человека. Он словно попадал в легендарный лабиринт Дедала.

Как видите, мы с вами встречаемся с Дедалом. Кто такой Дедал?

Греч. Daidalos, лат. Daedalus – художник, Мастер. Мифический, искусный художник и строитель Аттики. Бежал к царю Миносу на Крит и построил ему Лабиринт . Из-за этого, а также, что подсказал Ариадне уловку с клубком ниток, чтобы выйти из Лабиринта, Дедал был заключен под стражу Миносом. Он  бежал вместе с сыном Икаром в Сицилию к царю Кокалу.

Икар или по лат. Ikarus, мифический сын Дедала. Улетая со своим отцом с Крита, Икар приблизился к солнцу, воск, скреплявший искусно сделанные Дедалом крылья, растаял, и Икар упал в море, которое стало называться по его имени – Икарийское.

Дедал считается крупным скульптором, который впервые закрепил каноническую позу скульптур. Раннеархаическая пластика (7 в. до н.э.) называется  дедалической.

Для древних греков Дедал был личностью реальной, причем выдающейся, наделенной многими талантами. «Леонардо да Винчи бронзового или железного века» — так называл его русский философ Лосев А.Ф..

Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создает», « Тот, кто работает руками, строит». Дедал – символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Дедал не только создал Лабиринт для сокрытия Минотавра но и был единственным человеком, владеющим тайной – как из дворца выйти. Он знал о спасительном клубке ниток. Когда Минос понял, что именно Дедал помог Тесею и Ариадне, он решил заключить  мастера в его же сооружение. Но Дедал его перехитрил, смастерив крылья себе и Икару, он улетел с Крита.

Дальнейшая судьба Икара известна. А вот Дедала Минос долго не мог найти, хотя снарядил для  его поиска огромный флот. Всем туземным царям хозяин Крита предлагал своеобразный тест: пропустить нить через сложные извивы морской раковины. Справился с этой задачей только царь Кокал: он привязал нить к муравью, который быстро нашел выход из мини-лабиринта. Минос догадался, что Дедал у Кокала, и потребовал выдачи « пленника». Кокал послал за Дедалом, а пока, притворившись гостеприимным, предложил гостю принять ванну. Там симпатизировавшие мастеру дочери царя облили Миноса кипящей водой. Так закончил свою жизнь, по словам Гесиода, « самый царственный из всех смертных царей».

В представлениях минойцев Дедал не только великий мастер, но и проводник души, великий умелец, посредник между миром людей и загробным миром, шаман, родственный греческому Гермесу, такому же хитроумному, искусному и крылатому. Минойский Дедал играл важную роль в заупокойном культе.

Итак, Дедал есть образ Учителя- Мастера, который знал тайну Лабиринта.

Но вернемся к легендам.

Афиняне  каждый год отправляли для Минотавра семь самых сильных и мужественных юношей и семь самых красивых юношей из лучших семей. Это продолжалось до тех пор, пока на Крит не попал царский сын Тесей. Там в него влюбилась дочь Миноса Ариадна, которая решила спасти любимого. Она дала ему клубок ниток, и Тесей, прикрепив конец нити у входа в Лабиринт и постепенно разматывая клубок, добрался до чудовища и убил его. А потом тем же путем, держась за спасительную нить Ариадны (выражение стало крылатым), благополучно вышел из дворца.

 Что касается быка, посланного Посейдоном, он впоследствии одичал и стал опустошать весь Крит.   По всему острову носился бык и уничтожал все на своем пути. Геракл поймал быка и укротил . Он сел на широкую спину быка и переплыл с ним через мире с Крита в Пелопоннес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и пустил его на волю. Почуяв свободу, понесся бык через весь Пелопоннес на север и наконец прибежал в Аттику на Марафонское поле. Там его убил Тесей, афинский герой.

Центральной фигурой лабиринта является Минотавр.

Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощенное толкование трагедии Парсифаи и Белого Быка.

Например, в легенда доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определенном этапе эволюции человечества, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на Земле появились настоящие чудовища, гибриды, которых даже сложно описать. Они вселяли страх не только по тому, что они обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Итак, связь Парсифаи с быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем событиям, которые в  определенный  момент стерлись из памяти людей.

С другой стороны, чудовище Минотавр – это слепая аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля.

Давайте обратим внимание на еще два символа, связанных с крито-минойской культурой – это сам символ лабиринта и двусторонней секирой. ( вы видели этот символ в показанном фрагменте.)

ЛАБИРИНТ в греч. Мифологии — построенное Дедалом для критского царя Миноса недалеко от Кносса сооружение, из которого никто не мог выбраться.   Миф о лабиринте зародился, очевидно, под впечатлением огромного дворца в Кноссе. С того времени греки называли лабиринтом сооружения, которые своим сложным планом напоминали критский лабиринт.

Кстати, любопытной особенностью ритуалов Сераписа были лабиринты. Е. Бадж в своей книге « Боги египтян» описывает Сераписа в стиле Минотавра, с телом человека и головой быка. Лабиринты были символами обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа скитается в поисках истины. В лабиринте обитает низшее животное – человек с головой быка, который хочет уничтожить душу, запутавшуюся в мирском невежестве. В этом соотношении Серапис становится Советчиком или Испытателем, проверяющим душу, ищущую воссоединения с Бессмертным. Лабиринт, без сомнения, представляет Солнечную Систему, в человек — бык – солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов. Вот одна из версий понимания лабиринта.

Менли Холл пишет: «Лабиринт был излюбленным местом инициации во многих культах. Остатки этих мистических лабиринтов сохранились у американских индейцев,  индусов, персов, египтян и греков. Некоторые лабиринты представляли сбой просто хитросплетения дорожек, выложенных камнями; другие лабиринты были буквально милями мрачных пещер под храмами или  же под дорогами. Знаменитый критский лабиринт, в котором обитал Минотавр с головою Быка, был без всяких сомнений, местом инициаций в Критские мистерии.». ( Вот второе понимание – место для мистерий и инициаций, не потому ли пропадали юноши и девушки, которые попадали на остров, ибо приняв посвящение они лишались связи с миром, для них заканчивалась земная жизнь и начиналась новая, а период предшествовавший инициациям посвящения был периодом «брожения по лабиринту и борьбы с Минотавром»).

Сложная планировка  Кносского дворца, а также то обстоятельство, что на стенах и на пилястрах дворца зачастую начертано изображение наиболее почитаемого символа минойской религии labrys –а ( двойной секиры), заставило предположить, что и дворец был лабиринтом, т.е. местом «обитания»  лабриса. Именно на Крите сохранился древний фетишистский символ Зевса: топор  ЛАБРИС, магическое оружие, убивающее и дающее жизнь.

Изображения лабриса (между рогами быка) встречаются в критских ритуальных вещах. Главным местом пребывания Зевса Лабрандского считался дворец лабиринт (это минойское слово переводится как «дом лабриса, т.е. двойного топора»),. На относительно недавно найденной табличке со знаками линейного письма Б. засвидетельствован культовый титул «Госпожа нашего Лабиринта». После разрушения дворца развалины еще более стали напоминать «лабиринт». Т.о. и возникло особое значение этого слова, перешедшего затем из греческого в латинский и новые европейские языки.

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Она была связана с божеством очень распространенного на Крите культа – культа священного быка. Эта секира, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес – Дионис, прорезал первый Лабиринт.

Вот его история. Когда Арес – Дионис, бог изначальных времен, очень древний бог, сошел на Землю, ничто еще не было сотворено, ничто не обрело форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием  он сотворил мир.

Посреди мрака Арес Дионис начал ходить, описывая круг за кругом. Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы привели такое сравнение, потому, что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определенными атавизмами, присущими нам как человеческим существам.

И вот Арес – Дионис начал ходить по кругу, своей секирой рассекая тьму и прорезая борозды. Дорога, которую он прорезал, и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется лабиринтом, т.е. « путем прорубленным Лабрисом.».

Когда Арес – Дионис, рассекая мрак, дошел до самого центра, до цели своего пути, он увидел, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет – он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который  ярко освещал все вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним острием секиры он рассек тьму вовне, а другим – свою внутреннюю тьму. Таким же способом, каким он создал свет снаружи, он создал свет внутри себя; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал путь внутренний. И когда Арес – Дионис дошел до центра лабиринта, он достиг центральной точки своего пути: он достиг света, он достиг своего внутреннего совершенства.

Таков символизм критского мифа о лабиринте, древнейшего из  дошедших до нас. Более поздние предания нам известны гораздо лучше.

Интересно, что каждый должен был пройти лабиринт, но запутавшись в его извилинах, как наше сознание запутывается в прелестях и закоулках материи, большинство не находили выхода и лишь Тесей, вооруженный Ариадной знанием, как пройти через этот лабиринт, выходит из него победителем.

В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда- кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает минотавра секирой с двойным лезвием. ( И вновь герой, проложивший себе путь внутри лабиринта, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.) Нам предстоит решить еще одну загадку: Ариадна передает Тесею не клубок, а веретено с нитками. И, проникая вглубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить, снова сматывает ее, и из лабиринта выносит уже действительно клубок – идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идет в лабиринт, символизирует несовершенство его внутренней сущности, которую он должен «развернуть», т.е. пройти ряд испытаний. Шар, который он создает, подбирая нить, — это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта.

Лабиринтов на земле много, например дворец на о. Мойрис (район Фаюмского оазиса) в Египте (сооружен при ХП династии) , этрусскую  гробницу в г. Клузий ( совр. Кьюзи).  Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии существует бесконечное множество древних изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь в Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своем символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом.

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты.

Мы встречаем их в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру.

Уже в античную эпоху термином лабиринт обозначали просто запутанные ходы ( их устраивали также для детских игр.) Представления о лабиринте ( как сооружении с запутанным планом) были известны и другим народам древности. Греческий историк Геродот рассказывал о египетском лабиринте близ Крокодилополя. Римский писатель Плининй Старший называл лабиринтом гробницу этрусского царя Порсенны.

В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проходили церемонии посвященные времени , эволюции, а также бесконечным дорогам, которые преодолевал человек, прежде, чем прийти к центру, и достижение центра означала встречу с истинным человеком.

Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида.

Сегодня мы уже не можем увидеть этого лабиринта, у нас есть только свидетельство Геродота.

Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков. Один из самых известных, изображения  которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы в нем кто-то затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии.

Действительно потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь – достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с Богами.

Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько  историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили обо инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте как материальном, так и о психическом.

Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живем и как себя проявляем, — все это является частью одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки т дворцы, даже не подозревал, что вошел в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаем, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян, испуган.

Мы испуганы потому, что не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и чувствуем себя неуверенными из-за этого непонимания. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбирать, не знаем, куда идти, не знаем, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на все, лишь бы  не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости.

С психологической точки зрения мы по–прежнему блуждаем в лабиринте, и хотя в нем нет чудовищ  и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки.

И, конечно же, именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странным, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берет с собой два предмета: секиру ( или меч – как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

Попробуем расшифровать эту символику.

Секира и меч всегда были символами воли. Как много преданий Средневековья говорят о мече в камне, извлечь который мог только человек с вильной волей! Что же означает вытащить меч из камня? Это вертикальная воля, которую извлекают из горизонтальной по своей природе материи. А это значит, что один из главных видов оружия, который нам необходим, чтобы прорубить дорогу в лабиринте – это Воля, сила воли.

Еще одно важнейшее оружие – это нить, эластичная нить, которая протягивается по всем проходам лабиринта, чтобы мы нашли дорогу назад. Нить означает постоянство; более того, она символизирует нашу память. Почему нам нужна нить в лабиринте? Потому, что мы не способны запомнить, куда движемся, куда идем, с какими преградами сталкиваемся , и где находится выход. И мы используем волшебную силу нити, которая укажет нам обратную дорогу. Это возможность не повторять , находясь внутри лабиринта, одни и те же ошибки, возможность узнать те места, которые мы прошли, двигаясь по пути нашей эволюции, и понять, какие дороги нам предстоит пройти и как мы должны их пройти.

Ариадна для греков – это душа, которая дает Тесею ответ, ключ, указывает выход, подсказывает решение именно в тот момент, когда он теряет всякую надежду, она переживает за нас, она подсказывает нам решение именно в самый нужный момент – такова Ариадна, Душа, спасительница, которая всегда появляется вовремя, чтобы помочь нам справиться с задачей.

Минотавр – это буйство материи, которая втягивает в себя и поглощает все, что встречает на пути. Необходимо уничтожить эту буйно растущую материю прежде, чем она уничтожит Тесея, вошедшего в лабиринт.

Сегодня, осознав значение лабиринта и проникнув в  него, подобно герои греческой мифологии, мы должны осознать необходимость найти из него выход. Тот, кто сделает это, разрушит лабиринт.

Но важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится не вовне, а в самом центре, в самом сердце лабиринта. Не пройдет лабиринт тот, кто , войдя в него и видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет тот, кто убегает от центра, беспорядочно блуждает в нем или просто не решается войти. Мы должны действовать подобно Тесею: смело входить, продвигаться вперед, достигать самого центра. Выход из лабиринта находится именно в центре, а не где-то снаружи. Мы должны обладать отвагой Тесея, чтобы встречать чудовищ лицом к лицу.

Конечно же, нам пришлось бы несладко, если бы нам встретилось доисторическое существо – полубык, получеловек. Но у нас свои чудовища – чудовища повседневности, которые нападаютна нас и с которыми нам придется сражаться, если мы отважимся. Сомнения, предрассудки, злоба, страх, неуверенность живут в нас, даже не имея физического тела, обладают таким же могуществом и влиянием, как Минотавр с острова Крит. Мы должны научиться противостоять чудовищам, вооружившись Волей, Разумом, Памятью.

Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему – это танец или шаги, которые описывают определенные фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы продвигаемся танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.

Если мы добьемся того, что с каждым шагом мы не только будем перемещаться в горизонтальной плоскости лабиринта, но и подниматься на ступеньку выше, к более высокой цели, это будет означать, что мы уже совершаем загадочный танец эволюции и, что мы научились делать точные и ритмичные шаги, не где и куда угодно, но действительно «шаги по пути».

Всем нам еще предстоит поработать над тем, чтобы разбудить в себе Тесея, дать ему жизнь, вывести в свет физически, но в котором проявляется наш внутренний герой, вооруженный лучшим своим оружием, в лучших доспехах, обладающий силой и прекраснейшими достоинствами.

Конечно же, все мы разные, и не все одинаково смелые и отважные; более того, когда придет время проявить героизм, мы будем действовать по-разному. Кто-то станет героем в одной сфере, а кто-то в другой. Одни отдадут всего себя учебе, наукам, искусству, религии, политике; другие все силы направят на внутренние размышления. Кто-то посвятит себя семье, любимым существам или же просто тому, чтобы сделать жизнь людей вокруг лучше.

Все это станет настоящим подвигом, если будет выражением нашей истинной, внутренней сущности. Именно для этого мы выбрали в качестве примера греческого героя, проникшего в лабиринт, убившего чудовище и встретившегося со своей душой, которая помогла ему найти выход.  Эта старая тема показывает нам: прошли годы, века, но цивилизация изменилась только внешне.

Задача пройти лабиринт и найти выход из него все еще стоит перед нами. Оружие Тесея может стать и нашим оружием, герой, украшающий страницы легенд, живет в каждом из нас!

[1] Карикатурное и умаленное ведантическое понятие Парабрамана, содержащего в себе всю Вселенную, буду Сам этою беспредельною Вселенною; ибо ничто не существует вне Его.
[2]
Точно так же, как они, изображаются в Индии и посейчас. Бык Шивы и корова, олицетворяющая многие Шакти или Богинь.

[3] «Des Esprits», IV, стр. 61.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *