Миссия России

Миссия России

МИССИЯ РОССИИ

«Поверх всяких Россий есть одна

незабываемая Россия.

Поверх всякой любви есть одна

общечеловеческая любовь.

Поверх всяких красот есть одна

красота, ведущая к познанию Космоса».

 

(Н.К. Рерих. «Цветы Мории».)

 

    Когда облечься письменною плотью

    Пришел душе славянской звездный час

    Ту плоть Кирилл и брат его Мефодий

Определили первой буквой

Аз.

«Аз есмь» мой предок тонкой вывел кистью

Слова Творца, Те самые, что Он

Вписал нам в сердце, как венец всех истин,

Как главный над законами Закон.

Летели годы, дни, Россия крепла

На радость Богу – сатане на страх,

То поднимаясь фениксом из пепла,

То падая опять почти во прах.

Когда же чужеземная зараза

Вползла незримо в русские сердца,

Мы отделили наше «я» от «Аза»

И первым поместили от конца.

Сегодня мир охвачен общим тленьем.

Но мы всему, что утеряло честь,

С российским нескончаемым терпеньем

Ответствуем уверенно:

— Аз есмь!

Жива души уступчивая сила,

Жива в душе торжественная песнь,

Жива Земля. Пока жива Россия.

Аз есмь!

«Пережила Россия смутное время, переживет и эту страду. Велик дух ее народа, и в страданиях и исканиях обретет он мощь непобедимую. Так суждено». Е.И. Рерих призывает: «Все те русские, которые очистили свое сердце и расширили сознание за эти годы страданий, должны готовиться к несению подвига в своей стране».

Вы знаете, что во главе нашей Родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа Преподобный Сергий Радонежский. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками… Народу напоминают о чудесной защите родины ее Основателем против татар и поляков. Примечательно, что видимо, никто не смущается тем обстоятельством, что помощь против поляков проявлена была уже в тонком теле. Вот это вехи, которые даются, чтобы понять грядущее великое время. (Е.И. Рерих. Письма. Т.6.)

Итак, в России Смутное время, народ тяготится этим тяжким бременем, Россию оккупировали поляки, литовцы, шведы и др. Дошло до того, что литовцы и поляки заняли Кремль.

Терпение народное лопнуло, и началась борьба, борьба народная, во главе которой стали гражданин Минин и князь Пожарский.

Почему именно Минин?

Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В сонном видении явился ему чудесный Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать Государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться.

Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился ему и сказал:

«Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец». Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело.

Кто такой Козьма Минин?

Козьма Минин происходил из семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» — первоначально было отчеством, затем стало родовой фамилией. Торговал мясом и рыбой. Избранный земским старостой, начал формировать в городе народное ополчение. По преданию он отдал треть имущества на организацию ополчения, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон. Он говорил: «Захотим помочь московскому государству, так не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не жалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником!». Население города было обложено особым сбором для организации ополчения.

В 1608 участвовал в боевых действиях местного ополчения, которое нанесло поражение польско-литовским отрядам под Балахной, затем под Н. Новгородом, не допустив его захвата. 1 сент. 1611 был избран земским (посадским) старостой. После распада первого земского ополчения выступил с патриотическим призывом подняться на борьбу с врагами родины, изгнать захватчиков из Москвы и пределов страны; возглавил в качестве «выборного человека всея земли» движение за создание нар. ополчения. Главным воеводой Минин пригласил Дмитрия Пожарского, став казначеем ополченцев и их административным руководителем. Взимал с населения «пятую», а то и «третью деньгу» (треть имущества), платил ратникам, закупал вооружения и припасы. В нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

Зимой 1611–1612 под началом Минина и Пожарского в Ярославле оформилось своеобразное правительство, «Совет всея земли», которое рассылало распоряжения в другие города и уезды. Минин был неграмотным, подпись за него на распоряжениях ставил Пожарский. Неграмотность Минина не мешала ему быть отличным организатором, он хорошо разбирался в платежеспособности населения, назначении воевод, рассматривал жалобы и челобития. Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец. Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли». Пожарский в этом перечне оказался на десятом, а Минин на пятнадцатом месте.

С осени 1612 и до венчания на царство Михаила Романова во главе земского правительства стоял триумвират – Минин, Пожарский и князь Трубецкой, Минин занимался финансово-хозяйственными вопросами. После избрания Михаила Романова он получил чин думного дворянина и вотчину в селе Богородском под Нижним Новгородом с 9 деревнями «в род неподвижно». Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя. Как член Боярской думы собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен в нижегородском Преображенском соборе.

Несомненно, Минин был богато одарённой и даже исключительной натурой: с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.

Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 ноября 157820 апреля 1642) — Принадлежал к обедневшему княжескому роду, потомки которого превратились в рядовых вотчинников, носивших фамилию по своей вотчине «Пожар». Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам, то есть не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена.

Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года. Его детство прошло в родовом имении Мугреево на реке Лух. С 15-ти лет Дмитрий пошёл на государственную службу. Прослужив 20 лет при московском князе Фёдоре Иоанновиче, Дмитрий не достиг высокого придворного чина, имея звание «стряпчего с платьем» и предпочитая участие в военных походах дворцовым интригам. Лишь в 1600 году, уже при новом правителе, Борисе Годунове, Пожарскому был пожалован чин стольника и поместье в Подмосковье.

В 1608 был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной, затем будучи воеводой в г. Зарайске, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.

В начале 1611 года Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в восстании москвичей против интервентов. В Москве был ранен, вывезен в Троице — Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. Сторонник сильного национального правительства, проявивший военный талант, Пожарский был приглашен К. М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов в Москве. На Земском соборе 1612 — 1613 сыграл выдающуюся роль при избрании царя Михаила Федоровича Романова и был пожалован боярским чином.

В 1613-1618 руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов Сагайдачного, против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать «пятину» на нужды разоренного государства, участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией, был отправлен воеводой в Калугу по просьбе жителей, где удачно отразил нападение поляков.

Дмитрий Михайлович Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государю советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничивалась второстепенными поручениями.

Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо — Евфимиевском монастыре в Суздале, где покоились и его предки.

Таким образом, можно сделать выводы.

Итак, во-первых, Минин поднял народ по наставлению Преподобного Сергия Радонежского, а это значит, победа была уже обеспечена.

Во вторых, впервые, еще задолго до Советской власти, на Руси был создан «Совет всей Земли». Мощно звучит, а еще — это означает единение русского народа.

Есть еще один, третий момент, на который хотелось бы обратить внимание.

Интересен факт, что у князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. Эти молитвы предстательством Богородицы были услышаны. 22 октября 1612 года русские войска взяли Китай-город, а еще через два дня Кремль.

На 22 октября (4 ноября по новому стилю) установлено особое празднование Казанской Божьей Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630 –е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. Ныне храм на Красной площади воссоздан.

Известно почитание этой иконы Петром Великим, который в 1710 году распорядился перевезти из Москвы список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, покровительницы рода Романовых. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне, рядом с первым домом Петра 1. Затем на месте Казанской часовни возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Таким образом, можно сказать — Россия находится под высоким покровительством Владыки Сергия и Матери, икона которой, получившая название Казанской иконы Божьей Матери, является одной их главных святынь Руси.

Елена Ивановна пишет: «Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО. Не сама ли Богоматерь благословила ЕГО на ПОДВИГ? Не сама ли Церковь поет: «От Бога данный России Воевода»?!

Так в этом празднике слились воедино единение земное и единение духовное.

Корни русского народа и происхождение слова Русь, Россия

И здесь нам хотелось бы продолжить разговор о единстве, о единении всех народов. Их определенных источников мы с вами знаем, что некогда на земле был один народ, один язык и все люди понимали друг друга. К этому пониманию пришли и многие выдающиеся историки и ученые.

Один из выдающихся русских историков Александр Дмитриевич Чертков указывал на языковое и этнокультурное сродство между славяноруссами, с одной стороны, а, с другой, — с пеласгами, этрусками, скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами … Действительно есть единый исток всех языков.

Есть все основания утверждать, что в самых глубинных истоках, на заре становления людского рода все без исключения языки имели общую основу – а следовательно, и сами народы имели общую культуру и верования. К такому выводу приводит анализ самого архаичного и консервативного пласта всех языков мира – указательных слов, и возникших позже на их основе личных местоимений всех модификаций. Удается выделить несколько первичных элементов, которые повторяются во всех без исключения языках мира – живых и мертвых, донося до наших дней дыхание Первоязыка.

Совсем недавно американские лингвисты подвергли компьютерной обработке данные по всем языкам Земли (причем за исходную основу был взят лексический массив языков северо-, центрально- и южноамериканских индейцев), касающихся жизненно важных понятий, как деторождение, кормление грудью и т.п. И представьте, компьютер выдал однозначный ответ: все языки без исключения имеют общий лексический базис.

Большинство языков, в том числе и русский, уходят корнями в общий проязык, наиболее приближенным к которому можно считать санскрит.

В санскрите одно из слов для обозначения понятия света: ruca («светлый», «ясный») и ruc(«свет», «блеск»). Первичным по отношению к ним выступает более архаичное слово «русый», прямиком уходящее в древнеарийскую лексику и по сей день означающее «светлый» От него – то и ведут свою родословную все остальные однокоренные слова языка.

Т.о., этноним «русский» и топоним «Русь» сопряжены с санскитским словом ruca и общеславянским и древнерусским словом «русый» со смыслом «свет».

Если открыть «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля на слово «Русь», то найдем там аналогичное объяснение: «Русь» по Далю, означает, прежде всего, «мир», «бел-свет», можно найти еще одно удивительное слово – «светорусье», означающее «русский мир, земля»; «белый, вольный свет на Руси». Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в одно целое. О распространенности и укорененности понятия «светорусье» можно судить по «Сборнику Кирши Данилова», где эпитет «светорусские могучие богатыри» выступает как норма. Еще раньше сочетания слов «светлый» и «русский» употребляются в договорах князя Олега с греками 911 г, текст которого включен в «Повесть временных лет».

Есть так называемая византийская версия, согласно которой термин русский по-видимому возник в Византии в 1-й половине IX века при появлении там варягов-викингов и позднее был заимствован арабскими писателями.

Первое документально зафиксированное упоминание народа рос относится к 839 году. Византийский император Феофил направил послов франкскому императору Людовику Благочестивому, а с посольством послал: «тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос …»[3].

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году: «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»[4]

Арабский путешественник Аль-Масуди в 1-й половине Х века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“».[5] В своих путевых описаниях арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц. Другой путешественник Ибн-Фадлан, встретивший русов из Киева в 922 году, так их описывал: «Они подобны пальмам, румяны, красны.» .

Есть так называемая историко-топонимическая прусская версия.

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Русия. Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях. В прусских землях отмечем исторический гидроним Русса (Рось) как название Немана в нижнем течении; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Кстати, существовали:

  • река Руса в Новгородской губернии,
  • Русь, приток Нарева;
  • Рось, знаменитый приток Днепра на Украине;

Вернадский, приверженец теории двойной экспансии, объясняет происхождение слова «Русь» и его распространение следующим образом: Название «Русь» приняли как свое собственное имя первые скандинавы, викинги, создавшие колонию на Таманском полуострове под названием «Русский каганат». Торгуя по речным путям Восточно-Европейской равнины, они передали это имя шведам, которые, основав город Старая Руса, стали называться «русами» для отличия от других торговцев Балтийского моря. Затем они перенесли это название в Новгород и Киев.

Ну и, наконец, еще одна версия, так же связанная со светом: Россия, Русь, Расея, Раша, Рош — все эти имена производные от «Ра», то есть издревле страну и народ отождествляли с Ра, а народ был «расейским», ведь Раша — это «Ра» + «са», т.е. «сыны Ра» или «Ра» + «ша» — тогда «свет Ра».

Итак, согласно большинству версий, какими бы удивительными и разнообразными не были, слово Русь, Россия, русский от Света, от солнца.

Е.И. Рерих в одном из своих писем пишет:

«Психология русского народа представляет собой необычный синтез, связывающий психологию Запада и Востока. Мы настолько же азиаты, как и европейцы. Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через ее необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племен, а также скандинавских. Почти вся современная Германия была населена славянскими племенами, чему являются свидетельствами названия ее главных городов и провинций, например Померания, Берлин, Лейпциг, Потсдам, Бреслау, Данциг, Гамбург (так был назван славянский город Пруденцием из Труа /IX век/). Все эти названия, так же как и многие имена рек, не имеют значения в немецком языке в отличие от славянских. До сих пор среди населения Пруссии можно встретить много русских имен. Не по этой ли причине жители Пруссии наиболее мужественные среди немецкого населения?»

Истоки русского космизма следует искать в Египте и Вавилонии: именно отсюда проистекают звезды на темно-синих куполах некоторых русских храмов, а также подвешенные лампады, имитирующие «висящие» звезды древневосточных святилищ.

Русский историк Василий Никитович Татищев в «Истории Российской» подробнейшим образом рассматривает генезис русского народа. Этой же идеи придерживался и Михаил Васильевич Ломоносов, который считал, что корни русского народа уходят в глубину тысячелетий и затрагивают этносы, издревле населявшие Север Евразии и известные под разными именами античным и иным авторам.

Татищев напрямую вел родословную славян (а следовательно, и русских) от скифов, по современным данным появившимся в Причерноморье ориентировочно в УП веке до н.э., а ареал же их расселения распространял далеко на Север и в Сибирь, именуя наших далеких северных прапредков скифами (г)ипреборейскими. Праотцами славян и русских, исходя из данных славянского летописца Бероса, Иосифа Флавия и более поздних историков Татищев считал Мосоха – шестого сына библейского Яфета (Иафета) и внука легендарного Ноя. А.И. Асов удачно объясняет происхождение имени Моск от протославянского и древнерусского слова «мозг»; в устной речи эти две согласные становятся глухими, и все слово звучит как «моск». По имени Мосоха (Моска) впоследствии образовалась река Москва, а затем и город на ней. Кстати Яфет и греческий Япет, отец Прометея очень созвучны. Титан Япет жил на Островах Блаженных, на самом краю Земли, т.е на Крайнем Севере – в Гиперборее.

Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связаны с исчезнувшей гиперборейской цивилизацией. Неспроста Нострадамус в своих «Центуриях» именовал россиян не иначе как «народом гиперборейским». Быть может, рефрен русский народных сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, — смутные воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами. Имеются и более детальны описания этот Подсолнечного царства. В былине сказке из сборника Рыбникова рассказывается о том, как герой прилетел на деревянном орле в Подсолнечное царство:

Прилетел он в царство под солнышком,

Слезает с орла самолетного

И начал по царству похаживать,

По Подсолнечному погуливать.

Во этом во царстве Подсолнечном

Стоял терем – золоты верхи,

Круг этого терема был белый двор

О тых воротах о двенадцати,

О тых сторожах о строгих…

Другое свидетельство, зафиксированное многими авторами (Карамзиным, Афанасьевым, Коринфским и др.), касается легендарного Лукоморья. Оказывается, это не сказочная страна, а древнее Северное царство, где люди на два месяца впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца.

И совсем уж невероятную картину рисовали русские поморы, издревле промышлявшие на островной территории России – Новой Земле, по северному – Матке (откуда и поэтичное название – Маточкин Шар). Еще в прошлом веке среди стариков жили сказания о новоземельских ледяных городах, церквях и замках. Вот один из них, записанный со слов очевидца: «Посреди Матки города есть, не нашим земным городам чета. Церкви в эфтом городу ледяные, дома тоже. А живут там на просторе, в таком захолустье, куда живой душе не добраться, все охотнички да ловцы, что на Матке исчезли… Видел я, братцы, великое чудо. Быд-то висит посреди Матки гора ледяная, а на эфтой горе всё церкви да церкви, и сколько эфтих церквей не сосчитать, — одна выше другой, одна краше другой. Колоколенки – словно стеклянные, тонкие да прозрачные такие. И только я стою, вдруг с этих колоколен звон поднялся. Я обмер да скорее назад».

Множество сказаний, легенд сохранилось о Ледяном городе, в том числе они записаны и в знаменитой «Повести временных лет».

Итак, после гибели Гипербореи наши прапредки постепенно расселились по просторам Восточной Европы, не менее двух раз побывали в Передней Азии, достигнув Египта (в библейские времена и на волне скифского нашествия), с гуннами дошли почти до Атлантического океана, и вернулись назад, основали мощнейшее государство средневековой и новой истории – Россию, вновь заселили Север Евразии и Сибирь. Русские всегда и навсегда возвращаются на родину предков.

Опять-таки, мы не стали брать другие версии, нас интересуют общие принципы. Отсюда и обряды, и боги, и сказания. Все это хранится в памяти народной, но за течением времени приняло иную форму и понимание. Безумно интересно погрузиться в исследования по данному направлению, тем более, что нам хотелось бы поговорить о России еще и в другом контексте.

«Идея о ведущей роли России проходит через все книги Учения Живой Этики. Первая книга «Листы сада Мории» («Зов) начинается словами: «В Новую Россию Моя первая весть».

«Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики дается именно для Новой Страны и для будущего поколения». (Е.И. Рерих)

Великая Страна, Великая Держава, что же такое Россия?

Невозможно сказать о России лучше, чем написал об этом Н.К. Рерих в своей статье «Нерушимое».

«Вы говорите: «Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои предначертанные ей берега. Она не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она еще вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей, горы, увенчанные белыми льдами. Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – это страна развертывающегося индустриализма, нового, неслыханного на земле типа, не определенного пока..

Россия – страна – неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых рощах по сей день правят богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей-жертвой.

Над ее стенами плачут жалейки в честь древних героев и божеств.

Россия – это страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта. Сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславного бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема. Россия – полярна. Россия – миссия новых времен. Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчевым, заревым небом».

Необыкновенно красиво, проникновенно, емко. Здесь вся она, наша прекрасная могучая Россия.

И самое главное — Россия избранная Страна, Страна, которую избрал Сам Великий Владыка.

Мощь Учителя явит лик, достойный России.

Мориа принял управление Россией.

Когда будем строить Россию в пустыне, явим нездешнего

Владыку и со стен старинных сойдет Он и осенит умы.

Мощь Наша нуждается в работниках, узревших путь России.

Мориа с вами пребудет в любви и мудрости.

Щит Мой над Россией, и Я благословил Куликовскую битву.

Я знамения пошлю, и русское сердце возликует.

Яви бодрость. Руку полагаю.

Знаменую и свидетельствую: Россия явит единение народов, щит Мой над нею.

Суд сотворю Сам.

Я Сам приведу; Сам обнаружу, Сам поставлю.

Я избрал Россию.

Хвалите Имя Господне!

Я пошлю, Я чую, Я щит утвержу, Я среди новых посею —

Я сказал.

Усвойте значение Тибета для будущего России.

Поведу Я явлениями новыми.

 

Жезл Мой над Россией. Россия — страна будущего величия!

Создатель украсит ее благами духовными.

Пошлите Мое Благословение.

Для России Сергий зовет.

Мои молодые стражи пусть растут.

Я, Россию приняв, избрал вас.

Простой и роковой путь ваш.

Укажу, почему обратился Я к России. Надо знать, что превосходство Азии является космическим течением, но надо было избрать средство показать мощь новую. Проверим характер русский и придем к очевидности, что лишь буйная голова русская не закружится от блеска горнего. Суеверие финское и лень тюркская не затупи­ли клинок духа. Под соломой крыши светит смекалка руки непреклонной. Кому же иному можно дать плуг нового мира? Подожду с радостью, пока кипит котел дерзновений. Катится водопад, указанный предвечно. Считаем часы, когда поспеют сужденные колосья. Кто же кроме моей России может сказать: «Чтобы рос мир, пусть меня не будет». Истинно, отказавшийся будет венчанным. Может быть, кто-нибудь в течение жизни зем­ли назовет подвиг подобный — нигде не помню.

Уже строю мост на Россию. Пусть другие зажмурят глаза перед скоком Моего коня. Пусть другие узнают мощь русского ума. Пусть другие падут в страхе перед рокотом Моего шествия. Пусть другие падут в смятении перед громом тысячи орудий, возвестивших над Волгою начало Моего века! Пусть другие бредят Монголией на улицах Парижа. Пусть другие трясутся, слыша прибли­жение Моих шагов. Уничтожим серый блуд на земле и поставим стражу на Северном море. Сам обнажу меч, за Мною блеснут все орды, аулы и станицы земли Моей.

Утверждаю грядущую полную победу Нового Мира,

Утверждаю ведущую роль России, Утверждаю, что никакие попытки старого мира вернуть историю, вспять не будут преградой наступлению Новой Эпохи. Мир на Земле Утверждаю для всех народов планеты. Новые формы жизни, новые взаимоотношения, кооперацию и содружество наций на ней Утвердим на вечное время. Помощь Наша всем, кто за Нами и с Нами идет, ведая или не ведая это, но утверждая мир на Земле и борясь за него. За победу Ручаюсь («Откровения», «Высокий путь», книги Учения).

 

На основании сказанного возникает вопрос, ПОЧЕМУ ИМЕННО РОССИЯ СТАЛА ИЗБРАННОЙ СТРАНОЙ, СТРАНОЙ, КОТОРОЙ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ ВЕЛИКУЮ МИССИЮ, назначенную Иерархией?

 

Речь идет не о России, навязывающей свою политическую, экономическую или иную доктрину, а о стране, принявшей на себя бремя мирового духовного водительства.

Расцвет России произойдет не в бездейственном ожидании, не в групповых и национальных раздорах, но в единении борьбы и труда.

Именно России суждено родить Ивана Стотысячного, который повел бы другие народы в Светлое будущее, в Новый Мир. Избранничество русского народа – это, прежде всего высочайшая ответственность, здесь нет и не может быть места шовинизму. «Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключается, именно, в многообразии при единой великой основе Родины». ( Письма Е.И.Р., т.1).

За Россией, принявшей Вестника, принявшей Учение Живой Этики, будущее.

«…Расцвет России, — пишет Е.И.. Рерих, — есть залог благоденствия и Мира всего Мира…Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира». Россия даст начало светлой эпохе, новой культуре. Как сказано в Учении, «истинно, Иваны Стотысячные встали на защиту своей Родины и сумеют сложить Огненную Колесницу, которая пронесет через все бездны. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение. … Утверждены явления чудесного нового мира. Ярый Иван Стотысячный приближается».

 

«Именно, черед за Иваном. Именно Ивану Стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким его знали раньше. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная, не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни, на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен духовный подъем, то по своему смыслу и качеству он будет иным, нежели это мерещится некоторым умам и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдания — великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас».

«Я лучших вижу в России. Лучше с ними пойду без сапог, нежели с явлением кощунства. Какое дело до этих подлых, но они пытаются отгрызть углы строения, сложенного лучшими помыслами. Немного на земле та­ких помыслов. О меч острый! легко извлечь тебя, но голову не приставишь. Чистое несчастье, чистое несча­стье! — бедность в людях. Кто проведет по тайге? Но­вые Иваны малолетние!»

Н.К. Рерих в своей статье «По лицу земли» пишет:

«Вовсе не хотим сказать, вот, мол, какие мы русские! Совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах. Тут не может быть случайных, мелких делений. В таких размерах отпадают всякие политические и социальные соображения. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного трудника.

Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: «Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда». Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения….

Когда — то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причем помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких таких весах можно полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но, во всяком случае ценность такого доброжелательства не ржавеет и в веках оно произрастает в доверие. Многие, многие народы видят в русском народе друга своего».

Сила духовного воскрешения будет особенно сильна в России, ибо России выпала доля первой через страдания пройти огненное очищение.

Все книги Учения пронизаны идеей ведущей роли России, об исторической миссии России, но особенно много сказано в дневниках Е.И. Рерих «Откровение» и «Высокий путь»:

Зачем грустить о России, все будет чуду подобно.

Россия будет стражем судеб мира!

Храните заветы передовых ратников духа.

Безымянно погибшие за Россию.

Вера о России теплилась в немногих чистых душах.

Их страданиями поднимется пресветлая земля русская!

За Россией будущее.

Предоставьте Нам решать.

Мощно новую мудрость сочетайте с вашей не узнанной людьми жизнью.

Ручаюсь за путь ваш. Явите терпение часу расплаты.

Новыми предстанете перед ликом России.

Мои любимые, утвердитесь в мысли о служении России.

 Любимые те, кто избран на служение просветления Духа.

 

Сердце планеты бьется в Азии. Счастлива русская страна принадлежать к этой части света.

Прекрасно будущее, и сказанное верно так же, как говорю из-за самой высокой горы. На пользу Новой России идет работа на Востоке. Устремление должно быть усилено. Никогда не покинем русский народ. Новые пре­красные души сходят на землю. Надо им открыть глаза. Как легко они поглотят пищу духовную. Радостно по­мочь им. Даже неправая голова готова на самую новую идею. Только мужество подвига. Духу надо пронзить материю до годного удара грома. Ручаюсь за небывалую красоту подвига. Небывалая! Каждый неповторяем и нео­граничен. Помогите строить Мою Страну.

Считаю, Россия должна омыть свой рукотворный лик, чтоб избежать спазм отсталости.

Неудержимо кипит, мир и Россия займет место предназначенное. Пусть кто-то гордится золотом, но Россия живет мыслью. Не думайте, что не мыслит народ. Широко рождается мысль, и в этом подвиг.

Россия — земля будущей славы.

Россия — мать малых народностей.

Россия победит народы, нападающие на нее.

Да, да, да — вручена России возможность небывалая. Хочу видеть родину, окруженную почитанием. Скажите — строим во благо. Покажите всю мощь народов России.

Россия — сборник лучших мыслей.

Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать.

Но почему все-таки избрана именно Россия, а не такие «продвинутые страны» как Америка, Англия, Франция или другие страны Европы или Азии?

В книгах Учения, в дневниках и письмах Елены Ивановны Рерих этому вопросу уделяется много внимания.

— Новая Россия — звено Наше. Америка богата, но Наша мысль сейчас на Россию.

— Явить нужно разумение русскому делу. Утвердиться можно и без Америки, но к чему уявлять лишения для Америки. Только в союзе с Россией Америка может разделить задачу мира. Повторяю, можем бросить Наши лучшие стрелы в неотложный бой, но жаль рисковать теми силами, собранными с таким трудом.

— Америка и Россия – страны будущего. Испытания, если они будут с честью пройдены, лишь помогут расцвету.

— Правильно думаете о Европе — политика бессилия. Только Россия, только Россия, только Россия! Можно стремиться в голую страну. Можно запомнить отношение китайцев к вам и России. Удержим мир от распада.

— Судьба Запада решена, там нет будущего. Не ищите его ни в одной европейской стране, но наблюдайте идущий развал. Но Восток возрождается. Невозможно продвигаться и строить путем старой захватнической политики. Страх перед новым навеян недругами, боящимися расцвета нашей мощной страны. Но ярая справится со всеми врагами, ибо стремится к Общему Благу. Ярые народы там растут в новом понимании и в новых условиях, исправляют свои ошибки и строят новую страну. Ярая страна является страною Братскою всем существам, стремящимся к Новому Строительству, и показала это на яром примере оказания помощи народам Востока.

— Народы Америки должны войти в Новую Эпоху. Так называемая Россия является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции мир во всем Мире станет решенной проблемой. Но отрицание высочайших принципов не может служить защитой.

— «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины, за всех и для всех. Россия – в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего… В мире как будто нет изменений… кроме того, что в благоустроенном культурном мире более нет России… И в этом отсутствии – изменение. Ибо в своем особого рода «Не-Бытии» Россия в определенном смысле становится идеологическим средоточием мира.

В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада».

— «Русский мужик сегодня беден — завтра велик. Свя­тая Русь еще ходит по дорогам. Этого наименования ни Америка, ни одна из европейских держав не может при­своить. Конечно, нет. Истинно святая, потому и трудим­ся на Россию. Нива русская послужит великим путям».

 — Пророчество указанное правдиво. В великие дни Ки­тайская империя вернется к власти, будет почтен Далай-лама. Эти наслоения совмещают всю Азию. Но тело должно быть русским, ибо Россия — Моя Страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех, даже имя свое. Потому говорю о возможности всяких средств, лишь бы произошло новое обстоятельство

— Явление русское — одно держит мир, его чуют ухо­дящие народы. Не ждите приветливости уходящих. Уходящие могут всякие вредные вещи измышлять. Ча­ще думайте о Нас, являющих путь. Почему думаете больше о фактах чужого пути, нежели о Нас? Теперь эта дума может мостить путь. Из хаоса событий вы­берите лишь с Нами руководящую нить. Руль мож­но удержать лишь при Наших аппаратах. Не только увести вас, но и показать Россию без грубости хочу Я. Считаю, можно явить Россию шествием подвига, и в этой формуле нужно укрепиться.

 

— Явление ваше подобно русской судьбе — будто бы не соприкасаясь с другими народами, Россия центростремительно накопляет новое значение, получается новое понятие самосозидания. Легко будет явить Европе меч возмущения духа. Россия ждет, и в бедных хатах уже молва идет о великом граде Китеже .

— Россия хранима, оберегаема, сколько раз слышались предупреждения правительствам: «Не тронь!»

«Вспоминается Наполеон, так любивший в первые годы своей славы говорить о ведущей его звезде, но который тем не менее не принял всего совета и пошел против самого главного условия. Он не должен был нападать на Россию, но, упоенный славою и легкостью достижения, он в гордыне пренебрег благим предостережением, и разгром его армии и печальный конец его также всем хорошо известны.

Также и Правительству России было своевременно дано грозное предостережение, и мы все свидетели тяжких последствий отрицания его[1]

— Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия. Мы будем свидетелями многих космических проявлений в Европе и позднее на Востоке. Сотрудничество с Силами Света спасет многих.

Ярко горит подвиг России. Услышь, Россия, колокол брани!

Что это за удивительный русский народ? В чем сила его, в чем его избранность? Разве уж так хорош наш народ?

 

Россия, русский народ всегда на испытании, причем надо сказать, что не всегда люди русские имеют высокое качество сознания.

Мы уже говорили сегодня немного об этом, когда вели речь о происхождении России: «Психология русского народа представляет собой необычный синтез, связывающий психологию Запада и Востока. Мы настолько же азиаты, как и европейцы. Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через ее необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племен, а также скандинавских.»

Не забудьте, что в России были лучшие связи с Востоком и накопление обеих магий. Лучшие люди при­общались к путям Востока и готовили путь сужденный. И не случайно пришли в Сибирь декабристы.

Россия, в принципе, молодая Страна, русский народ молодой народ. Как государство, Россия сложилась сравнительно недавно ( естественно в историческом понимании).

«Молодость расы не означает непременно молодость духа, но только особое качество духа народа, его способность к сотрудничеству и ярое устремление в будущее. Оба эти качества не могут народиться среди молодой расы. Молодость нашего народа не имеет ни антропологического, ни исторического основания, но именно заключается в этих двух вышеуказанных качествах. Итак, лучшая страна станет и самой молодой. Никто не коснется ее. Она не будет затронута космическими знаками и пойдет путем особым, путем самостоятельным, путем сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света».

«Также Вы правы относительно потенциала Новой Страны и что она как «феникс подымается из пепла». Именно молодой народ, не имевший возможности еще развернуться во всю ширь своего простора, как географического, так и духовной потенциальности, имеет особую миссию. То обстоятельство, что русские имеют в себе больше азиатской крови, нежели другие европейские народы, и ставит его в совершенно особое положение. Новая Страна есть Ось Мира, и так называемый Пуп Земли тоже находится в ее пределах. Сама Священная Шамбала относится многими тибетцами и монголами в Россию и к России – и в этом заключается великий Символ. Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или в Америке, но принимая во внимание, что Франция меньше одной нашей Архангельской губернии, Англия же вмещается в поместья графов Орловых, Давыдовых или же Балашовых, то этим многое объясняется. К тому же не цивилизация ли с ее вульгарной роскошью породила столько разврата, подлости и изнеженности, с одной стороны, и столько преступлений, нищеты и озлобленности с другой. Цивилизация хороша, когда она идет рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала ее суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада. Я горжусь тем, что мы можем называть себя азиатами, ибо из Азии всегда приходил и будет приходить Свет до конца нашей Манвантары, или цикла».

Теософы утверждают, что многие россияне – бывшие египтяне. Елена Ивановна пишет: «Действительно, многие лучшие египтяне рождались среди лучших русских и будут продолжать рождаться среди них. Что же касается до народных масс (древних египтян), то, конечно, они рождались и рождаются среди масс Востока, но вообще сильный Дух всегда ищет самых разнообразных проявлений для своего усовершенствования и лучшего сотрудничества с Силами Света — и где можно найти лучшее горнило для претворения наших качеств и свойств, как не в проявлениях среди самых противоположных условий и расовых отличий. Но славяне нам родственны — и мы оявимся с ними в союзе теснейшем, союзе прекрасном, ибо они могут стать нашими истинными братьями, и навсегда» (из письма А.М.Асееву от 17.XI.49).

 

 Чую, русские могут понять все. Русские могут учиться, как претворить буддизм в современное понимание. Никто из лам не может догнать быстроту русского мышления.

Почему же тогда Россия идет таким тяжелым путем? Почему так тяжела Карма России?

 

Е.И. Рерих пишет: «Я недоумевала, почему на долю России выпала такая ужасная карма, ибо если просмотреть историю всех стран, то много больше кровавых преступлений совершалось в других странах, нежели в России. Теперь же мне ясно: именно, когда в других странах уже была допущена свобода совести и исповедания, в России каждое несогласие с узким догматизмом приравнивалось к государственному преступлению. Запрещено было мыслить, и вот это запрещение и насилие над Духом и породило эту страшную карму. Ибо, истинно, нет большего преступления, как против Духа. Потому нужно понять, что Новое воскрешение Духа не примет старых рамок».

1940 год — изжитие Кармы нашей Родиной. Чертог небывалый должен засиять… Чудеса на Родине продолжаются, все совершается согласно великому начертанию Светил. Будем радоваться и готовиться послужить, чем только можем предуказанному величию нашей Родины..

Почему, зная о роли России, Учителя все время замалчивали о ней. Ведь и Е.П. Блаватская была русская, и, когда писалась «Тайная доктрина», она знала о миссии России, но никогда о ней не говорила?

Е.И. в своих письмах предупреждает: «будем осторожны в наших беседах о Родине сейчас… Обратите внимание, каким молчанием обходилось все касающееся до нашей Родины в многочисленной теософской и оккультной литературе. Знаю, что Вы поймете и сумеете охранить и не скажете лишнего в Ваших писаниях. Так будем радоваться и хранить торжественность» (из письма А.М.Асееву от 6.V.37).

 

«Теперь о том, что Н.К. ничего не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это более, нежели понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о нем среди враждебных, злобствующих и непонимающих было бы просто кощунством. На Востоке о самом сокровенном не принято говорить, в этом отношении Н.К. прилежит Востоку. Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относиться к ней после тяжелого взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. Но она уже вступает на путь выздоровления, и не нужно ли сейчас проявить к ней сугубую бережность?

Между прочим, ко мне обращались с вопросами и о судьбе всего Славянства, чтобы опубликовать это мнение. Но я всегда уклонялась. Скажу Вам доверительно почему – именно, чтобы раньше времени не бросить в пространство сужденное и тем хотя бы мало-малейше не нарушить уже слагающееся. Так, все сокровенное должно быть сохраняемо в первую очередь. Обратите внимание, как Е.П.Блаватская почти нигде не упоминает о нашей родине, как будто она не существует в будущей схеме развития народов. Причина все та же.

Не раз меня спрашивали, почему в теософической литературе нигде не упоминается Россия, шестая часть земного шара как бы не принималась в соображение? На это я отвечала, что все сокровенное особо охраняется, и если бы раньше срока было оповещено будущее значение этой страны, то ее растерзали бы на части.

Да и теперь говорю это Вам, зная, что сохраните доверенное в сердце. Ведь наша страна окружена всякими недоброжелателями. Многие хотели бы видеть ее в состоянии анархии, чтобы тем легче расчленить».

Удивительно, Россия всегда и всем помогает, сама остается без всего, но помогает нуждающимся? Так было много раз, но почему-то к ней всегда такое негативное отношение. Это было ираньше, это мы наблюдаем и сей час, когда все обострилось до предела.

«Хотя еще недавно все думали обратно, именно, что гибель России есть спасение мира. Велик был страх перед ростом России, и если этот страх по существу имел основание, то все же никто не относил его к правильной причине. Так боялись всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который по детонации должен был взорвать целую цепь других очагов. Велики последствия взрыва в нашей России. Так тучи с Севера несутся к Югу. Россия проходит великое испытание и урок, и выучит его она раньше многих других.

Свет стоит над Родиной. Людские чаяния и ожидания расходятся с решениями космическими. Следует привыкать, что все человеческие опасения и угрозы часто оказываются такими только потому, что их считают таковыми, вместо того, чтобы мужественно встретиться с ними и приложить свое умение в жертвенном труде на общую пользу.

Враждебное отношение к Новой Стране так понятно. Но хотелось бы знать, где та страна, которая была бы любима другими? Везде вражда и недоверие. Но богатство и потенциальная мощь Новой Страны так велики, что во многих возбуждают весьма корыстолюбивые вожделения. По размерам страны и размеры тех или иных чувств. Но мы знаем, что лишь она может удержать равновесие мира и потому будет охранена. Тяжко идти против Космического Магнита. Знаем, что некоторые поставят ставку, как говорится не на ту лошадь, но что же – урок придется выучить».

Что должны делать мы для выполнения миссии России?

 

«Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. …»

«Да, нет тяжелее креста, как родиться русским гением. Исполины русского искусства, русской мысли всю жизнь пили отравленную чашу оскорбительной мелкой травли со стороны всех, кому не лень. Горькие слова Пушкина, вырвавшиеся в пароксизме мрачного отчаяния: «Черт угораздил меня родиться в России», по сей день не утеряли своей обличительной остроты и едкости, ибо мы снова и снова становимся свидетелями, как русский человек выискивает случай, как бы ему опорочить, укусить, «поддеть бы» другого русского же лишь потому, что тот, другой, осмелился быть лучше его» — так пишет один из талантливых современных писателей, Альфред Хейдок. И мы всецело присоединяемся к этим его скорбным словам. Истинно, сказано: «Больше половины человечества действуют под влиянием одержателей». Но близко время большого сдвига, и большое очищение произойдет.

«…Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма.

Так пусть услышат сородичи призыв к МУЖЕСТВУ и национальному ДОСТОИНСТВУ и истинному ПАТРИОТИЗМУ.

Шлю Вам все устремление духа моего к подвигу мужества и истинной любви к нашей многострадальной Родине. На Знамени Нового Мира написано: «СОТРУДНИЧЕСТВО».

Новые формы жизни, новые взаимоотношения, кооперацию и содружество наций на ней».

В Учении указана Россия как Страна Новая, которая будет находиться под Покровительством Преподобного Сергия, но для этого она должна сначала воскреснуть духом и омыться. Именно, черед пришел Ивану Стотысячному[2] выявить свой потенциал, если он[3] не сумеет этого сделать, то планету ожидает разрушение в День Судный, то есть вместо того, чтобы после космического катаклизма уцелевшая часть человечества вступила в новую эволюцию шестой расы, все человечество вместе со своим домиком взлетит на воздух. Наша Земля может разлететься на миллиарды метеоров, не закончив даже Четвертого Круга своей эволюции.

«Россия заслужит благодарность народов. Я чую, как учение чистых мыслей может проникнуть в народ. «Се­ятель мысли собирает жатву» — нужно написать на две­рях кооператива. Потому с Матерью Мира неразрывна всевидящая кооперация, и состояние вещества простран­ства, пронизанное комбинациями новых лучей, позво­ляет новую эру начать. Все благо надо собрать».

«Но Щит Света поднят над нашей Родиной. Сдвиг огромный произошел в народе. Нрав его изменился, и годы унижения и лишения создали армию, не знающую поражения. Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу ее, потому радость живет в сердцах наших.

Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи.

Грядущая Эпоха, с ее редчайшими сочетаниями космических лучей, принесет новое пробуждение сознания, и новое поколение осознает всю преступность зачинщиков самоистребления, и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки».

 «Мое глубокое убеждение, что спасение мира придет от нашей родины. Вспоминается мне и пророчество схимника, жившего при последнем патриархе Тихоне, о Чертоге Небывалом, сужденном России. Так оно и будет. Много прекрасного, строительного и здорового совершается сейчас в нашей Родине. Пожелаем ей от всего сердца скорей занять уготоыванное ей место. Равновесие в мире возможно лишь при сильной России.

Я уверена, что мы увидим мощь и рост нашей Родины».

«Совершаются события чрезвычайной важности. И течение их вне контроля человеческой воли. Какая страшная сила противостала Новой Стране во время последней великой войны, и все же победа осталась за Россией. Так и теперь ей предстоит победа во всем, на всех фронтах, внутренних и внешних. Все победит и преодолеет великий народ с Помощью Нашей. Веру в конечную победу Света храните превыше всего».

В своей статье «Русскому сердцу» Н.К. Рерих писал:

«Опять взойдет красное солнышко над землею русскою. Опять обстроится, украсится наша великая Родина. ..

Уже идет великая новая стройка.

Победное знамя, знамя культуры, знамя труда, творчества блистательно развернется над землей русской.

Исполать народу русскому.

Исполать всем народам семьи русской».

Как актуальны слова Елены Ивановны, сказанные ей более 60 лет назад, как важны они для нас, для каждого сердца:

«Любящее сердце превыше всего» — так говорил Будда, так сказал и Христос. «Любовь есть ключ ко всем достижениям» — говорит Учение Жизни.

Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический народ! И на это передаю Вам благословение Учителя и Владыки.

Мы живем в такое грозное время, многое может измениться — и неожиданно. Огни черной ненависти уявляются почти на всем пространстве Планеты. Сколько Сил Света нужно пролить, чтобы пробить эту удушающую тьму! Но сердце знает, что «Сергий не выдаст».

«Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить только прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет сам Бог». ( Н.В. Гоголь)

                      Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнут ложь и грусть,-

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «РУСЬ» ( С. Есенин).

Наш Учитель, Н.К. Рерих дал нам Завет, исполнять который обязан каждый гражданин этой Великой Страны, с такой Великой миссией:

 ЗАВЕТ

«…Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей родины. Пусть эта любовь научит полюбить все человечество.

Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатаств. Даны дарования ко всем облатсям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познавание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни.

         Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В миром труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее.

А где постройка идет, там все цветет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит.

Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!» (24 октября 1939 г.)

Поднимайся, страна, поднимайся!

Россия! Время пришло!

Все, кто голос сердца услышит –

  Не спите!

Унынью и скуке не место!

Беритесь за дело смелее,

Везде, где вы есть – есть работа.

Пусть мало вы можете каждый,

Но вместе вы можете все!

Вперед вас зовет само Время!

И знать вы должны: не напрасно

Страдали и верили в прошлом

Родители ваши и предки.

Действительно, Родина наша

Особое место имеет

И Свет, и Любовь, и Добро

Должна утвердить она в Мире!

Дерзайте, ведь помощь нам свыше!

Вперед, Россия, вперед!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Родина»

 

                                   Андрей Белый.

 

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия! Россия! Россия! –

Безумствуй, сжигая меня!

 

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,-

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

 

Не плачьте, склоните колени

Туда – в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

 

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез –

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

 

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,-

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

 

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия-

Мессия грядущего дня!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СЕНТЯБРЬ»

 

Юрий Ключников

 

Над красным трепетом осинок,

Над тополиной желтизной

Горит небесная Россия

Неопалимой купиной.

 

И в серых лужицах колейных,

В речушке чистой, как слеза,

Встречаю я благоговейно

Её прекрасные глаза.

 

 

 

* * *

 

Не затем, чтоб с грехами расстаться,

Не для праздных томлений души

В оны веки к пустынникам – старцам

Наши горды прадеды шли.

 

И какой – нибудь грозный воитель,

Весь в былых и грядущих боях, Перед тем, кто жука не обидит,

На коленях смиренно стоял.

 

Темнота? Суеверье? Юродство?

Или мудрый завет страны –

Напитаться святым благородством

Перед варварским делом войны?

 

Чтоб любовь и во мраке дышала,

Чтоб в жестоких трудах бытия

Возвышалась, добрела, мужала

Дорогая Россия моя!

 

РОССИЯ

 

Н.К. Рерих.

 

 

Начальные главы Вашей работы <В основу очерка «Россия» легло письмо Н. К. Рериха к писателю Всев. Иванову> догнали меня уже в монгольской пустыне. Хотя знаю, что эта моя весточка дойдет до Вас не скоро, но все же не могу не написать Вам.

Уже больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

Вы говорите: «Россия не только государство… Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия — страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока…

Россия — не единая раса, и в этом ее сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

Россия — не только страна мгновенного настоящего. Она — страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные глиняные чашки с кашей — жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия — могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема.

Россия — полярна. Россия — мессия новых времен.

Россия — единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, зоревым небом».

Не странно ли, что в письме к Вам выписываю Ваши же слова. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь нужно не только знать, их нужно полюбить. Чем больше мы всеми звуками и красками, всеми иероглифами бытия их запечатлеем, тем больше будет явлено правды, а ведь это так нужно. Так спешно нужно.

В дальнейшем Вашем обзоре строения русского самобытного искусства Вы правильно помянули В.В.Стасова. С Вами вместе и я мысленно еще раз помянул его. Ведь он, так сказать, впервые ввел меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России.

Помню нашу переписку с ним. Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же истинным слогом. А иногда добродушно подсмеивался, говоря: «Хотя Ваша пожелтелая грамота и припахивала свежим кофием, но дух-то ее оставался русским, настоящим русским». Помню его фельетон о моей картине «Поход», в котором он понял желанное мне, основное устремление. У Курбатова была фотография наша, снятая у его знаменитого отягченного книгами стола в Публичной библиотеке. Когда Вы приводите стасовские цитаты, мне так живо рисуется и Публичная библиотека, и все те хорошие, замечательные люди, приходившие к его радушному столу. Он же, Стасов, свез меня и познакомил со Львом Толстым после моей картины «Гонец».

Когда же Вы поминаете Мусоргского, дядю Елены Ивановны, то тем самым вызываете во мне обиход всех, родственно связанных с нашим великим композитором. Трагедия жизни Мусоргского тоже была истинно русской трагедией. Может быть, при встрече я уже поминал Вам, что в одном имении по неведению были сожжены многие рукописи великого творца.

Не помню, говорили ли мыс Вами о семье Римского-Корсакова, о других членах «могучей кучки» и о передвижниках, с которыми мне еще пришлось встретиться. Ведь Куинджи, Шишкин, Репин, Суриков, Нестеров, Васнецовы — все это было и близким, и поучительным.

Вы правильно поминаете и нападки на все национальное. Между тем именно этим-то национальным русским искусство России было так оценено на Западе. Казалось бы, этот яркий, всем известный пример должен быть достаточным укором для всех тех, кто пытался свернуть мощную реку русского творчества в чуждое ей русло. Правильно Вы поминаете слова Стасова: «Всякий народ должен иметь свое собственное, национальное искусство, а не плестись в хвосте других, по проторенным колеям, по чьей-либо указке». В этих словах вовсе не было осуждения иноземного творчества. Для этого Стасов был достаточно культурный человек; но как чуткий критик он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах. А сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писаное и неписаное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные. В этой еще несказанности и заключается та скрытая народная, та чаша неотпитая, о которой и Вы так сердечно чуете.

Надеюсь, что и дальнейшие Ваши главы, хотя и медленно, но достигнут меня и принесут еще радость. Помните мою картину: «Три радости». Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает. Не знаю, где осталась сама картина. В книге Эрнста есть маленькое воспроизведение ее. Всякие, еще несказанные радости живут в сердце.

Сегодня ночью с вихрем ударил сильный мороз и снег. В наших юртах стало холодно, даже часы остановились. Утром засияло красно солнышко, в буквальном смысле, а все бугры и горы забелели, зарозовели и засинели в нежданном снеговом уборе. Со ступеней бывшего храма окружающая местность мне напоминала две моих картины. Одну из далекой Карелии, другую — из тибетского Чантанга. Такие же холмы были и в моей картине 15-го года «Зовущий». Все зовы о том же. Величие простора едино. Спасибо за Ваше слово о России, которая мне так по сердцу.

 

ЧАША НЕОТПИТАЯ

 

Н.К. Рерих

 

«Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает ее не только потому, что она своя, но потому, что она и красива, и превосходна, и, поистине, полна скрытых значений.

Велика красота русская, у нас бесконечно много того, что еще недавно считалось неценным. Чего не видно из окон вагона, когда, бывало, ездили “куда следует”. Чего мы не хотели знать. Как вообще не хотели знать свою собственную землю.

Когда после простудной напасти меня стали в Крым отправлять, вопреки всему, потянуло меня опять в любимый Новугородский край. Коли пройдет, то и здесь пройдет.

За пределами оконного кругозора сколько изумительных красот и в Псковской области и в новгородской земле. Так близких и так постыдно мало кому ведомых. Не об исторических местах говорю. Не о памятниках древности. Их тоже много. Но теперь как-то не нужно мыслить о былом, Теперь — настоящее, которое для будущего.

Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ тверд без смятения. Новугородцы бодры.

Бодры так же, как бодры озера. Опасные, холодные, вольные. Такие же острые, как остры голубые глаза рыбаков озерных.

Степенны и суровы так же, как непроходны леса, которыми край еще полон. Не прошли и татары.

Мало кто стремится пробыть лето в Новугородских пятинах. Избегают, потому что не знают. И не стыдятся не знать того, что под боком. А господин Великий Новгород знал свои земли. Боролся за них. И любил их.

Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым… Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет.

Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками — храмами.

Хороши окольные места по новугородскому, по устюжевскому пути. Мета и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Шлино, Бронница, и Валдай, Иверский монастырь, Нил Столбенский. Возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая.

Жальники — к Новгороду. Дивинцы — к Твери. Эти места называются: дивинец — диво-город, с восхищением. Но того милее — жальник. В нем много жаления, покоя, слов вечных.

А вот и чудо. Не то чудо, что еще живы русалки. Жив еще “честной лес”. По городищам захоронены храмы. И не показались миру досей поры. Верно, не время еще. А вот чудо.

Среди зеленого, мшистого луга, около овечьего стада наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина, неотпитая чаша. Яма — сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.

По краям все заржавело, забурело от железа. В глубине — прозелень, синие тени, искры взлетов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студеная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкою. Никому дела нет.

Такой ключа селе Мшенцах. Еще известны ключи в Варницах. Там и грязи такие же, как в Старой Руссе. Варницы — старое место, при Грозном известное. До сих пор и это место зря пропадало. Там же слышал я и о каких-то теплых ключах.

Живая вода по полю, по озерам разбегается. И страшно, и больно, но и приятно знать, что в четырех верстах от большого пути еще лежат такие находки. Давно показались. Ждут.

Знают, пройдет испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберется сил. Найдет клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждет».

А давно ли писано? Да вот уже четверть века прибежит. А стоят ли новугородские дивинцы да жальники? Превосходно высятся. А ходит ли на поиск новугородская вольница, ушкуйники неуемные? А копают ли самоцветы и золото на Керженце, на Урале? Какое там Урал, вот за самый Алдан забрались.

А ходят ли гусляры, сказители? Уже и по Смоленщине да по Киевщине, а и во Франкскую землю с песнями приехали.

Вася Буслаев уцелел ли? Не то что жив, но и на камнях начертания вычитал.

Дивинцы новугородские! Чудо-чудное! Диво-дивное! Чаша неотпитая! Опять написан Минула Селянинович. Великий пахарь выоривает красоту всенародную. Открылись исстари захороненные стенописи Софийского собора в Киеве. В чудесном живописном обрамлении палехского мастера издано в Москве «Слово о полку Игореве». Закреплены в заботливом изложении мастера — Суриков, Репин, Юон, Петров-Водкин… Помянуты всенародно — Пушкин, Ломоносов, Горький, Менделеев, Павлов и другие герои. По Бородинскому полю веяли знамена. Голенищев-Кутузов, Суворов встали в памяти…

Отовсюду пишут: строится Академия наук, возводится величественный институт познания человека — экспериментальной медицины. Народ хочет знать, молодежь всей земли хочет учиться. Не сказка, но явь. Кто же восстанет против знания! В «Литературной газете» № 56 говорится:

«Надо воскресить и воспеть дела Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Москвы. Надо заново перечитать всю историю, не доверяясь материалам XIX века, критически относясь к спору славянофилов и западников, проверяя археологию, историографию.

Надо преодолевать традицию Карамзина, давление школы Покровского. Надо проделать заново огромнейшую работу. Надо двинуться в архивы, надо пойти на Чудское озеро, на Куликово поле, к Бородину, Смоленску, Березине, на Волгу, по сибирским тропам и рекам, на Украину, на Черное море, на Кавказ. Надо исходить по всем маршрутам, по которым проходили дружины и полки народа. Собрать малейшие следы, внимательнее работать с этнографами, в музеях, записывать песни, сказания».

На эти правильные слова мы отвечали еще в 1898-1903 годах в статьях «О старине моления», «На кургане», «По старине», «По пути из Варяг в Греки», «Радость искусству» и в других зовах и молениях о познании русских всенародных сокровищ. «Всенародное» — так мы пытались обратить внимание народа на истинные пути познания, на которых куется народная крепость и непобедимость.

В прошлом году мы утверждали: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будет оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. Не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: «Мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».

Не устанем твердить обо обороне всех сокровищ всенародных. Пусть в обновленной кузнице мужественно куется меч обороны и плуг труда! Привет!

1937г.

 

 «Родина»

 

                                   Андрей Белый.

 

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия! Россия! Россия! –

Безумствуй, сжигая меня!

 

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,-

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

 

Не плачьте, склоните колени

Туда – в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

 

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез –

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

 

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,-

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

 

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия-

Мессия грядущего дня!

 

«СЕНТЯБРЬ»

 

Юрий Ключников

 

Над красным трепетом осинок,

Над тополиной желтизной

Горит небесная Россия

Неопалимой купиной.

 

И в серых лужицах колейных,

В речушке чистой, как слеза,

Встречаю я благоговейно

Её прекрасные глаза.

 

 

* * *

 

Не затем, чтоб с грехами расстаться,

Не для праздных томлений души

В оны веки к пустынникам – старцам

Наши горды прадеды шли.

 

И какой – нибудь грозный воитель,

Весь в былых и грядущих боях, Перед тем, кто жука не обидит,

На коленях смиренно стоял.

 

Темнота? Суеверье? Юродство?

Или мудрый завет страны –

Напитаться святым благородством

Перед варварским делом войны?

 

Чтоб любовь и во мраке дышала,

Чтоб в жестоких трудах бытия

Возвышалась, добрела, мужала

Дорогая Россия моя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *