Платон философ

Платон (Πλάτων)

427 – 347 г. до н.э.

Платон — замечательный человек во всех отношениях: в культурном, философском, педагогическом, эзотерическом и религиозном.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении  – историко — религиозном,  историко-литературном, историческом или социологическом.

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Все идеи, которые разрабатывает  впоследствии  Европейская философия, в том числе несут на себе отпечаток,  отблеск,  свет идей Платона.

 

О ФОРМИРОВАНИИ СУДЬБЫ ПЛАТОНА

В кругу своих современников ученик Сократа и учитель Аристотеля был известен под именем Аристокла. И только после ухода в тонкий мир шутливое прозвище Платон данное ему за широкую грудь, или по другим преданиям — за широкий лоб, приобрело большую популярность и вытеснило родное имя.

Платон родился в 427 году до н.э. 27 мая. Семья, к которой Платон принадлежал, была одной из древнейших и влиятельнейших в стране. Его отец Аристон был потомок знаменитого царя Кодра, который не задумываясь пожертвовал собой, когда узнал от оракула, что победит в войне та сторона царь которой лишится царства.

Мать Платона звали Периктионой или Потоной.

Знатность происхождения обеспечила Платону блестящее образование. Он учился много и прилежно. Способности его стали обнаруживаться рано, и во всех предметах он делал успехи. В гимнастике он так отличался, что его учитель Аристон и дал ему ставшее историческим прозвищем Платона. Выдающимися были его успехи в музыке и поэзии.

Все обстоятельства складывались таким образом, чтобы открыть Платону блестящую политическую карьеру. Платон стремился к вершинам эзотерических знаний. В этом оказало огромное влияние встреча с Сократом, когда ему было двадцать лет. Он не сразу «осел» у ног учителя и не сразу сдружился с ним. Даже познакомившись с Сократом Платон продолжал изучение существовавших тогда философских систем. Потом Платон должен был часто отлучаться из города – нести воинскую повинность. В то время был самый разгар пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины. Но известно, что к концу жизни Сократа он был с ним в наилучших отношениях и считался одним из любимейших учеников. Когда его учителя судили, Платон приготовил защитительную речь, но во время ее

произнесения был согнан с трибуны дикими криками толпы. В своих диалогах он с величайшей любовью рисует портрет своего учителя, и даже то, что он делает Сократа главным героем своих диалогов, показывает всю степень обожания его. Сократ оказал громадное влияние на Платона. В его душе и жизни молодого мыслителя произошел  подлинный переворот. Прощаясь со светским образом жизни, Платон устроил для своих друзей пир, на котором объявил о своей решимости следовать примеру Сократа.

«Этот пир последний, в  котором я участвую с вами. С этого часа я отказываюсь от радостей жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать  учению Сократа. Знайте, что я отрекаюсь даже от поэзии, ибо я понял ее бессилие выразить истину, как я понимаю истину отныне. Я не напишу более ни одного стиха и сейчас в вашем присутствии сожгу все, что написал до сих пор». Платон оставался в Афинах до самой смерти Сократа, после чего начинаются его странствия.

Сперва он посетил остров Мечары, где подвизался философ Эвклиид — одним из  благороднейших людей своего времени. Встреча эта была полезна для Платона в смысле увеличения знаний. Затем Платон направляется к знаменитому геометру Феодору, где берет уроки математики.  Впоследствии, как рассказывают,  Платон на воротах своей школы сделал надпись, гласившую, что доступ в школу открыт только людям, знающим геометрию. Побывал Платон и в Египте, где процветали математические науки тоже. Здесь все поражало человеческое воображение. И астрономические предсказания, и инженерные сооружения, каналы, мосты, шоссе и многие другие механические изобретения.  Самыми таинственными, конечно, были жрецы. К ним то и стекались пытливые личности, жаждущие знания.

Они учились геометрии, математике,  астрономии, механике, они добивались посвящения в эзотерические знания, и готовы были потратить годы, чтобы приобрести хоть крупицу сокровенных познаний.  Платон пробыл в Египте целых 13 лет. Рассказывают, что далее Платон отправился в Индию, где изучал премудрости Зороастра и Будды, халдеев и браминов.  Но  наибольшее впечатление на него произвела цельная философия Пифагора, почерпнувшая изо всех мировых источников и взявшая все самое ценное. Эта школа подготовила человечество к восприятию учение Великого Христа.

В самой Греции влияние пифагорейцев была столь огромно, что это учение часто популярности превосходило философию самого Платона. Кратко  о философии пифагорейцев можно сказать, что они учили о  бесконечности Вселенной в пространстве и во времени, что ею правит единое божество, везде царствует гармония, что Земля движется вокруг своей оси, а Солнце есть центр Солнечной системы.  Сама душа есть живая гармония, приводящая в движение тело – ее темницу. Она бессмертна. Человек, в сущности, есть душа, тело лишь оболочка – темница для души.  Пифагорейцы жили коммунистическими общинами, царила суровая дисциплина. Только после ознакомления с учением Пифагорейцев окончательно стало складываться мировоззрение Платона. Учение пифагорейцев о числах могло подтолкнуть Платона к учению об идеях, как реальных сущностях видимых и невидимых предметов познания. Во многом другом учение Платона близко к пифагорейскому: о строении Космоса, о всеобщей гармонии, о душе и ее перевоплощениях. И сама общественная организация пифагорейцев с ее коммунистическими принципами и аристократическими тенденциями оказала влияние и на общественно-политические идеалы Платона.

Зрелым мужем вернулся Платон на родину. Он отправляется на Сицилию, где правил тиран Дионисий  старший,  энергичный, суровый, честолюбивый. Он объединил почти всю Сицилию, основал морскую торговлю, обложил народ поборами. Вместе с тем он был широко образованным человеком и культивировал науки и искусство, строил блестящие храмы и другие общественные здания.

Он-то и пригласил к себе Платона. Тот охотно принял приглашение,  тем более, что при  дворце тирана жил шурин того – Дион, восторженный поклонник Платона.  Однако Дионисию пришлись не по душе непрошенные советы и замечания Платона, который требовал, чтобы тиран ограничил свою власть в интересах народа. Дионисий хотел тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран отдал философа спартанскому послу Поллиду, тот же продал его в рабство.  Здесь некий Анникирит выкупил мыслителя и отпустил на свободу. Платон хотел вернуть деньги Анникириду, но тот отказался. На возвращенные деньги Платон купил прекрасный уголок на окраине Афин с садами и тенистой роще. Здесь основал философскую школу, получившую название Академия, которая называлась так в часть героя Академа.

Еще дважды Платону вновь довелось побывать на Сицилии. Он лелеял мысль осуществить свой проект совершенного политического строя. Но на месте все иллюзии рассеялись. Философ быстро убедился, что добивается невозможного. Последние 14 лет Платон прожил в тиши своей школы, занимаясь разработкой своей философии. Здесь обучали различным наукам. Главным преподавателем ее был сам Платон. В Академии Платон написал большую часть своих сочинений.

После ухода из жизни своего основателя «Академия» просуществовала еще почти 1000 лет.

Академия

Платон какое-то время был учеником Сократа, но в то время, как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон же сделался Великим Посвященным.

 До нас дошло 36 произведений Платона.  Начиная с 17 века, корпус текстов его подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их истинности и хронологии.

 И если рассказывать каждое из них  –  можно углубиться в потрясающие открытия  и  высоты.

Манера Платона писать диалогами “есть единственная в своем роде;  никогда ни прежде, ни после него ни одинфилософ не достигал ничего  подобного”.

 Диалоги Платона полны живого драматического  движения;  широко  и  свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению  характеров,они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

 В этой статье мы расскажем о главных темах, отраженных  в его произведениях: о происхождении  Вселенной, о Началах, половинчатых душах,  о мире идей, о душе, о типах государства, о  классах,  населяющих их, и демонстрации  идеального государства.

О СОТВОРЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ

В диалоге «Тимей», Платон рассказывает о сотворении вселенной, и в первую очередь, он рассматривает вот какой вопрос:

— Есть вечное, не имеющее возникновение бытие (или как мы называем его непроявленный Космос или Абсоют).

— Есть вечно возникающее, но никогда не сущее бытие. (Проявленный Космос, Вселенная).

Далее Платон ставит следующий вопрос:

— Космос, или небо, которое мы видим, имеет ли оно начало своего возникновения?

Ответ даётся – оно возникло, ведь оно зримо и ощущаемо.

А если Космос возник, то должна быть Причина (или некий первообраз будущей Вселенной, Божественная мысль, которая покоится в непроявленном Космосе).

Далее, Платон спрашивает:

— взирая на какой первообраз работал тот, кто устроил Вселенную?

— если Космос прекрасен, а его Демиург благ, то Он взирал на вечное. А если наоборот – то взирал на возникший образ.

Теперь рассмотрим вопрос по какой причине возникла Вселенная.

Платон говорит, что Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в непрестанном и беспорядочном движении. Он привёл их из беспорядка в порядок (т.е. материя всегда находится в движении, и даже во время Маха-Пралайи есть некое движение, которое никогда не прекращается).

Та же идея содержится в Тайной Доктрине, которая говорит нам о двух видах движения:

— Интракосмическое движение – которое вечно и беспрерывно;

— Космическое движение – видимое и то, что подлежит познаванию.

Проявленный Космос периодически возникает, а затем снова растворяется.

Тайная Доктрина также говорит нам о Великом Дыхании, которое не прекращается и пульсирует даже во время Маха-Пралайи.И это Великое Дыхание мы можем назвать причиной возникновения Вселенной.

Далее, Платон говорит о Душе Вселенной.

Она состоит из 3 частей:

— из той, которая неделима и вечна (имеет отношение к Абсолюту);

— та, которая претерпевает разделение в телах (имеет отношение к Мулапракрити);

— третий вид, который Бог создал путём смешения первых двух.

И, взяв эти три начала, Бог слил их в единую идею. (Та же идея имеет сходство с Троицей Христианства или тремя Логосами Тайной Доктрины).

Далее, это единое целое он разделил на 7 частей, каждая из которых делилась ещё на множества.

Когда весь состав Души был рождён, творец устроил внутри души всё телесное и соединил одно к другому в центральных точках.

Платон говорит, что видимым ничто не может быть без участия огня, и осязаемым без чего-то твёрдого, т.е. земли. Однако эти два начала не могут быть хорошо сопряжены между собой без некой объединяющей их связи.

И между огнём и землёй Творец поместил воду и воздух, а после этого установил между ними более точные соотношения.

На этих основаниях и из таких составных частей, числом 4 родилось тело Космоса, упорядоченное благодаря пропорции.

Все мы слышали о таком понятии, как «Платоновы тела». Платон писал о них в своём трактате Тимей, где сопоставил каждую из четырёх стихий определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух — октаэдру, вода — икосаэдру, а огонь — тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца» (возможно здесь Платон дал намёк на существование эфира).

Платоновы тела

Наш Космос есть живое существо. Но, Платон говорит, что мы не должны умалять Космос, говоря о неком частном существе. Речь идёт о Едином существе, которое объединяет в себе множества других.

Итак, как только появился Космос, возник вопрос, что же такое время?

Время представляет собой вечный образ движущийся от числа к числу, который является неким движущимся подобием вечности.

Не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо.

Проще говоря, время возникает с момента возникновения Вселенной. А такие понятия, как «было» и «будет» относится лишь к моменту начала и завершения Вселенной. Но если рассуждать более правильно, то времени подобает быть только «есть.

Но первообразом для времени послужила вечная природа. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем, как отображение (его) возможно, есть и будет в продолжение целокупного времени.

Чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и ещё 5 других светил, именуемых планетами, дабы определить и блюсти числа времени.

Он поместил их числом 7 на 7 кругов. Они стали вращаться, одни по малым кругам, другие – по большим.

Но, в отличие от современной гелиоцентрической модели вращения планет, Платон говорит, что вращение планет имеет спиралеобразный изгиб, по причине противоположности 2-х главных движений.

Иными словами, одно из движений представляет собою круговое движение или центробежное, а другое центростремительное, которое пересекает первое и подчиняет себе. В результате взаимодействия двух сил получается спиралеобразное движение планет.

Спираль

Но, кроме того, хотелось бы рассказать об одном эксперименте, который был проведён в космосе на борту МКС.

В специальной вакуумной камере была создана плазма, которая была свободна от действия земной гравитации, и, постепенно в эту камеру вводили пылевые частицы.

И, попадая в камеру, эти частицы закручивались в спираль.

В диалоге Тимей, Платон также даёт намёк на то, что в Космосе существуют не только известные и видимые нам планеты, но и ещё множество других, движения которых можно вычислять. Но это уже наука будущего.

Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.

Это попытка в области человеческого разума объяснить «тонкую реальность», или мир «горний». Такие понятия как БОГ, человек, эволюция, Вселенная.  Эти категории помогали рассматривать внутреннего человека.

О МИРЕ ИДЕЙ И ДУШЕ

 

До Платона мысль о том, что видимый мир не совпадает с настоящей реальностью уже высказывали некоторые философы, например, Анаксимен, Гераклит. Но развил эту мысль именно Платон.

Согласно Платону, мир представляет собой становление перехододного состояния в другое.

Но при этом должносуществовать нечто неизменное, то, что лежит в основе этого становления. Реально и сначала существуют понятия или идеи вещей. И существуют они не в нашем уме, а вне нас, в высшем, недоступном для наших органов чувств мире, а все вещи, которые нас окружают – это всего лишь порождения этих «идей» и являются их отражениями или тенями. Мир «идей» вечен и неизменен, мир вещей изменчив и непостоянен. Эта мысль – главная в учении Платона.

Итак, «идеи» существуют самостоятельно, отдельно от вещей и независимо от наших мыслей.

Свойства вещей в действительности являются свойствами «идей». «Идея» есть бытие, живое воплощение всех родовых, видовых и индивидуальных признаков вещей.

По отношению к вещам «идея» играет такую же роль, как концепция художника или ремесленника по отношению к его произведению или изделию. Но концепция художника существует в его уме, а «идеи» существуют в реальности.

В представлении Платона Вселенная распадается на два мира: один – высший, невидимый мир идей, реальный, неизменный, вечный, и другой – низший, воспринимаемый нами, бренный, изменчивый мир вещей. Первый мир порождает второй.

Внешний мир вещей мы познаем с помощью наших органов чувств, разум же служит для познания сверхчувственного мира идей.

В произведениях Платона мы находим разные значения понятия «идея»:

1) причина, или источник бытия;

2) образец,взирая на который демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее; и наконец,

4) значение,с мысл, который вкладывают в это слово и современные люди – это замысел, руководящий принцип, мысль.

Наиболее полная характеристика «идеи» была развитаПлатоном при исследовании сущности прекрасного в его диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».Он определяет прекрасное как нечто безотносительно прекрасное, доброе, как нечто безотносительно доброе и так далее. В диалоге «Федон» он заявляет: «Я начинаю с положения, что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее».

В своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших «идей». Но наивысшая «идея», по Платону, есть «идея блага». В диалоге «Государство» читаем: «Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности. Оно – «непредполагаемое» «начало всяческих благ».

Учение Платона об идее блага, как о высшей идее чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение становитсяучением о целесообразности: поскольку над всем главенствует, возвышается идея блага, то это значит,что господствующий в мире порядок является целесообразным – ведь все направляется к благой цели. Все временное и относительное имеет целью нечто объективное и постоянное. И это нечто, являясь целью, одновременно является благом («Филеб»). И это есть сущность всех вещей, их образец («Политик», «Теэтет»). Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя в нашем физическом мире это невозможно.

Для всех живых существ высшей целью, предметом устремлений является счастье. Но счастье, как разъясняется в ряде диалогов,состоитименно в обладании благом. Поэтому, всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.

Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.

Так как критерием всякого относительного блага является благо безусловное, то и наивысшим из всех философских учений является учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны («Государство»).

Человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она связывает его сневидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда, пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами «идеи» и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-либо тело, забывает о своем знании. Однако, в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождаясь, уже все знает, но только потенциально. Поэтому, познание, по Платону,- это припоминание души. Позже это воззрение получило название «Теория врожденных идей».

Как человек одухотворяется душой, также точно и вся Вселенная имеет свою душу. Наше тело – часть мирового тела, душа наша – часть мировой души. Все приводится в движение только душой.

Платон разделял идеи о перевоплощениях души. Душа человеческая вынуждена воплощаться на Земле до тех пор, пока не отрастит себе небесные крылья. Лишь тогда она сможет вернуться на свою небесную родину.

Согласно учению Платона, душа, обреченная на блуждание во тьме, то есть в оболочке телесного, в сфере чувственных иллюзий, в определенный момент вырывается из темницы и устремляется в совершенно иные измерения и пространства. Как же описывает Платон странствия души до ее заключения в темницу тела. В трактате «Федр» душа представлена в образах двух крылатых лошадей, запряженных в одну упряжку. Одна белая, стремится к славе, величию, добру, символизирует наши благородные устремления, жажду красоты и совершенства. Другая лошадь темная, уродливая, у нее короткая шея, налитые кровью глаза, спутанная грива. Она склонна к буйству и с трудом повинуется узде. Это наши низменные инстинкты, порождающие зло и несправедливость.

2 коня

Есть у этой символической пары и возница, который олицетворяет лучшее в человеке – разум, управляющий двумя крылатыми существами.

Следуя за божественными устремлениями, мы можем вознестись к небесным сферам, к Абсолюту, где царствуют вечные идеи, красота, справедливость. Однако, большинство человеческих душ лишь на короткий миг способно заметить подлинную мудрость. Подтяжестью земных материальных сил они постоянно теряют крылья и падают вниз. Но если вспомнить о том, где, в каких высотах находилась ранее душа, то можно снова подняться на вершину собственного величия.(100 знаменитых мудрецов).

Отсюда следует значение добродетели, ибо благо души состоит в приближении к Божеству и возвращению на небеса.

Страсти или стремления к чувственным наслаждениям Платон считал противонравственными, мешающими в достижении гармонии. Платон не отрицал обычную любовь, но выше физиологической любви ставил духовное слияние, совместное стремление двух натур к достижению философского знания, т. е. знания идей: для такого союза высшей целью является истина, а восторги его заключаются в сознании этого общего стремления к божественной цели. Таким образом, платоническая любовь не отрицает физической, но вместе с тем она вырастает на духовной красоте, а не на телесной, и ищет не плотского, а духовного, не бренного, а бессмертного.

О ПОЛОВИНЧАТЫХ ДУШАХ

 

В своём произведении «Пир» Платон рассказывает нам о том, что когда-то природа человека была не такой, как теперь, а совсем другой. И с тех пор она претерпела некоторые изменения.

Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как сейчас, — мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя – «Андрогин».

 

Итак, каждый из нас половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.

Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время.

Причина этому то, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.

Платон говорит, что если кто хочет избрать верный путь в сближении половинок, то вот каким путём нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от прекрасных тел к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное.

В понятие правильного сочетания входят следующие элементы: сочетаться должны половинчатые души, тысячелетиями объединявшиеся на земном плане великим сердечным и духовным чувством. Эти души должны принадлежать одной стихии, потому, что каждая стихия имеет своего Владыку, иначе говоря, они должны иметь Единый Фокус своего устремления. Вооружённые единой идеей, направленные к Единому Фокусу притяжения, такие половинчатые души будут обладать полной возможностью направлять страсть на высшее творчество и таким образом овладевать ею совместными усилиями. Развивая между собой чувство высокой, самоотверженной любви, они обретут контакт с Фокусом самоотверженности и приобщатся к Неиссякаемому  Источнику высокой творческой энергии, и как творческая батарея они утвердят сотрудничество с Высшим.

Елена Ивановна Рерих пишет, что объединение сознаний и сердец не совершается за одну жизнь и даже в течение нескольких жизней, именно, нужны тысячелетия, чтобы накопить энергии, сплетающие эти неразрывные узы.

В книге «Мир Огненный» говорится, что Платон с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил её красиво.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О СОВЕРШЕННЫХ И НЕСОВЕРШЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА

Наилучшее государство, по Платону, должно:

  1. Обладать силой и средствами его защиты;
  2. Осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
  3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Государственное устройство зависит от нравов людей, от их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства Платон усматривает прямое соответствие. Он выделяет следующие типы государства:

  1. Аристократия.
  2. Тимократия.
  3. Олигархия.
  4. Демократия.
  5. Тирания.

При аристократии государством правят мудрецы – философы. Если их несколько – это собственно аристократия, если правитель один – это монархия. Этот тип государства был наиболее близок Платону, он считал его идеальным.

Идеальному типу государства Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства. Главным двигателем поведения людей при этом являются материальные заботы и стимулы. Это тимократия, олигархия, демократия и тирания. Платон даёт им характеристику и показывает переход одного типа в другой путём деградации. Ближе всего к приемлемой форме государства он ставит тимократию – власть нескольких личностей, основанную на военной силе, то есть на добродетели средней части души. Это правление сходное с аристократической Спартой V-IVвеков до н.э. При этом типе государства правят хотя и не мудрейшие, но всё-таки одно из высших сословий – стражи государства. При таком правлении военные качества преобладают над другими. Однако, со временем развивается честолюбие, а стремление к власти рождает стремление к богатству. Накопление имущества в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних при одновременном обнищании других. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела. Бедные исключаются из участия в политической жизни, лишаются политических прав, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, т.е власть богатых.

Олигархия – это государство расточителей, богачи подобны трутням в пчелином улье. Со временем они превращаются в духовных бедняков. В конце концов, такой человек становится совершенно бесполезным членом общества. При этом проявляются низменные стремления человека, такие как алчность. Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству. Олигархия держится на запугивании и применении военной силы. У неимущих зреет ненависть к алчным богачам, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия – это власть и правление большинства. При демократии все граждане делятся на три класса, которые находятся между собой во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучителя мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом.

Второй класс – богачи, представители ложной умеренности. Это трутни без жала.

Третий класс – бедняки, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым. Платон уподобляет их рабочим пчёлам.

Из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: наглость будет называться просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает, что ему всё дозволено, в государстве воцаряется беспорядок. Сдерживаемые прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство властвуют в обществе. В правление возводятся люди, которые льстят толпе. Исчезает уважение к власти и закону. Дети ровняют себя с родителями, ученики с наставниками, рабы с господами. Самый избыток свободы подрывает её основы, ибо одна крайность вызывает другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою и богатством, знатностью или способностями. Отсюда следуют новые беспрерывные раздоры. Богатые составляют заговоры, чтобы защитить своё достояние, а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу, забирает в свои руки власть; он окружает себя наёмными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания.

Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.

Платон об Атлантиде

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений Платона — «Тимея» и «Крития». Этому непреложному правилу следуют как сторонники существования древнейшей легендарной страны в Атлантике, так и их противники. Тема идеального государственного устройства была близка философу. Согласно одной из версий, Атлантида была выдумана им для иллюстрации своих взглядов. Защитники Атлантиды, напротив, считают, что Платон искал подтверждения своим теориям в реальных фактах, весть о которых могла дойти до египетских жрецов.

Сначала поговорим о том, по какому случаю Платон обратился к легенде об Атлантиде. Эта задача не отличается сложностью, поскольку “Критий” не стоит особняком, а завершает триаду диалогов, связанных между собой общностью участников и близостью времени, к которому они отнесены.

Первый и самый знаменитый из них, “Государство”, является, вероятно, и первым в истории научно-политологическим исследованием. В нем Сократ анализирует пороки существующих государственных систем и конструирует некое идеальное государство (как известно, Платон в диалогах никогда не выступает от собственного имени, а вкладывает свои мысли в уста беседующих).

Следующий диалог, “Тимей”, посвящен устройству мира, который по законам гармонии творит демиург. Как явствует из реплик участников, этот диалог происходит на другой день после беседы о государстве. В “Тимее” кроме Сократа участвуют философ пифагорейского толка Тимей, полководец Гермократ и афинский философ и политик, ученик Сократа Критий.

В начале “Тимея” помещено что-то вроде предисловия к “Критию”. Там Сократ напоминает собеседникам вчерашний разговор об идеальном государстве.

Наконец, в последнем диалоге Критий выполняет свое обещание и начинает перед теми же собеседниками рассказ об Атлантиде. Итак, эта легенда всплывает в связи с образом идеального государства, причем для ее подтверждения.

Описывая прекрасную утонувшую страну, Платон рассчитывал поразить воображение современников, и это ему удалось. Древняя цивилизация, не имеющая себе равных по развитию и богатству, описана настолько достоверно, что невольно завораживает читателя, и на этом фоне меркнут высказывания о политике и военном конфликте, заявленном в качестве основной темы сочинения.

Здесь Платон упоминает гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, — как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, — как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Холм, где жила Клейто, заботливый бог укрепил “по окружности, отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами… проведенными на равном расстоянии от центра, словно бы циркулем”. Потомки Посейдона не жалея сил продолжили его начинание: “Пользуясь… дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну… Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем… все более его украшали, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (100 метров) шириной… а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань”. Кольцевых каналов было три: внутренний имел ширину один стадий (200 метров), следующий — две, а наружный — три (600 метров); он и служил главной гаванью. Город был окружен грандиозной круглой стеной, отстоявшей от наружного канала на 10 километров. “Она смыкалась, — пишет Платон, — около канала, входившего в море. Пространство возле нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук”.

Богатства столицы были непомерны. Например, каменные стены вокруг каналов атланты облицевали “медью, нанося металл в расплавленном виде”, литьем из олова и таинственным “орихалком”, “испускавшим огнистое блистание”. В огромном храме Посейдона стояло золотое изваяние бога на колеснице, правящего шестеркой крылатых коней, а вокруг него также золотые скульптуры ста Нереид на дельфинах. В этой пышности убранства и архитектуры храма, по словам Платона, даже “было нечто варварское”.

 Дальше, вслед за уже приведенным описанием Атлантиды, Критий рассказывает и о ее государственном устройстве. Он говорит, что этот остров был разделен на десять областей, в каждой из которых правил свой царь, причем: “Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большею частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает”. То есть во внутренних делах они были совершенно автономны. Зато их отношения между собой строго регламентировались и “ни один из них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь вознамерился свергнуть в одном из государств царский род…”

Необходимо отметить, что на острове строго соблюдалось всеобщее равенство перед законом даже царей и строжайший запрет всякого междуусобия.

Правителем острова–государства, рожденного Посейдоном, стал Атлант, первенец Посейдона и Клейто. Платон подробно описывает в «Критии» это знаменательное событие: «Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных – архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной.  Старшему и царю он дал то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант».

Атлант проявил себя великодушным правителем и вместе с братьями создал на Атлантиде цивилизацию благоденствия. Островная нация ни в чем не испытывала недостатка и обрела такие богатства, каких не было ни до нее, ни после.

Согласно Платону, от Атланта произошел многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал трон старшему из сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду.

В те далекие времена цари правили под благословением богов. Вот как пишет Платон в «Критии» о мудрости и порядочности потомков Атланта:

«В продолжении многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпимостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства».

Но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне и их царствованию пришел конец.

В описанной Платоном Атлантиде раннего периода и периода расцвета мы видим идеальное государство – монархию — по мнению Платона, наилучший тип, в котором правит царь–мудрец, опирающийся на божественные законы.

 

Таким образом, основные положения, на которых построена «Тайная Доктрина», фактически включены в классическую философию Платона. Эзотерическая философия содержит в себе «ключ» к истории философии. Она позволяет глубже раскрыть исторически развившуюся философию, выявить скрытое в ней и недостаточно осознанное пока знание о мире, смысле жизни и эволюции человека, а  Мыслетворчество Платона, Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих осуществлялось в едином проблемном поле, придающем  ему единство и преемственность. Они являются как бы вечными духовными спутниками и собеседниками, их мировоззренческие  позиции с исключительной систематичностью и доказательностью предложили решение мировых проблем, которые космические события  ставили перед ними и их современниками. 

«Мы будем называть Христа  Великим Путником, также назовем Платона  Летящим Светом, назовем Кришну 
Совершенным Певцом».

(Из Писем  Е.И.Рерих)

 

«Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был: Творите героев» (Агни Йога, 290).

Один отзыв

  1. Pavel:

    Уникально

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *