Преподобный Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Из цикла «Святые и святыни Земли Русской»

 

Много прекрасных страниц написано о Благодатном  Воспитателе и Заступнике Земли Русской Преподобном Сергии.

Немало хранится устных преданий в памяти народной.

Пророчества, видения, легенды связаны с этим Светоносцем.

Мы хотим напомнить сердцу русскому о том Сокровенном  и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет.

Люди Земли Русской!

Обратимся к Его светлым и суровым Заветам!

Сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего!

В 40-х годах 14-го столетия совершилось три знаменательных события:

  1. Из московского Богоявленного монастыря вызван был на церковно–административное поприще инок Алексий (40 лет отроду, сын черниговского боярина на юге).
  2. 20 лет. Сергий, искатель пустыни, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келью (сын ростовского боярина.)
  3. А в Устюге – у бедного соборного причетника – родился сын, будущий просветитель Пермской земли Святой Стефан (финско–русский север).

Эта  Преподобная Троица  ярким созвездием блещет в нашем 14 веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли.

Их дело  —

  1. Укрепление Русского государства.
  2. Митрополит Петр пророчески благословляет бедный тогда город Москву, как будущую церковную и государственную столицу Русской земли.
  3. Они приложили к делу могущественные духовные силы.
  4. Это были образованнейшие русские люди своего века.
  5. Они не составляли общего плана действия, не распределяли между собой подвигов и признаний.
  6. Они хотели работать над самим собой, делать дело собственного душевного спасения.
  7. Деятельность каждого текла своим особым руслом, но в одну сторону, направленная таинственными историческими силами.
  8. Личный долг и дело каждого вел всех троих к одной общей цели.

Митрополит Алексий – шел боевым, политическим путем. Руководил боярской думой. Ездил в орду, ублажал ханов, воинствовал с недругами Москвы.

Святой Стефан из Устюга – способствовал сосредоточению династий раздробленной государственной власти в московском княжеском доме и приобщении восточно–европейских  и азиатских инородцев к Русской Церкви и народности посредством христианской проповеди.

Нравственному воспитанию народа посвятил свою жизнь Преподобный Сергий Радонежский:

  • он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненный трудов и лишений, среди дремучего леса – был руководителем других пустынослужителей.
  • С какой постепенностью и любовью к человеку, с каким терпением и знанием души человеческой относился Преподобный Сергий к каждому.
  • Смирение – было самоотречением.
  • Преподобный в жизни не терялся в исканиях, но устремлено восходил и строил. Он был Богоносцем.
  • Его великое познание, редко сходящая благодать, навсегда соединила Имя Преподобного с представлением всезнания.

Наставник вел ежедневную, терпеливую работу над каждым отдельным братом, особенностям каждого брата, приспособлять их к цели всего братства.

Под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался самим собой и становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого (как в мозаичной иконе).

Наблюдения и любовь к людям, умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее лучшие ее чувства ( то умение, перед которым не устоять).

Нравственное влияние действует не механически,  а органически.

Царство Божье подобно закваске Указывал сам Христос. Оно вызывало брожение и незаметно меняло направление умов.  Перестраивало весь нравственный строй души русского человека 14 века.

Читая об этом рассказы,  видишь перед собою практическую школу благонравия, где наряду с религиозно – иноческим воспитанием, житейским наукам было умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в знаниях , помыслах и чувствах.

 

Чувство нравственной бодрости, духовной крепости вдохнул Преподобный Сергий в русское общество.

Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа. Пробудил в нем веру к своим силам , в свое будущее.

Нравственное мужество – первый проблеск духовного пробуждения.

 

С Именем Водителя связаны – знание и строительство, сострадание и неутомимая твердость.

Такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом, потому что источник  — вера.

Только провозвестники должны применить веру в жизнь на личном примере , иначе ее не утвердить.

А человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе нравственные силы, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы.

В жизни русских монастырей со времен Сергия Радонежского начался перелом:

  • заметно оживилось стремление к иночеству;
  • с 1240 – 1340 возникло всего около 30 монастырей.
  • С 1340 – 1440 – основано 150 монастырей.
  • Если ранее монастыри возникали в городах, то позднее в лесной глухой пустыне. Появилась новая борьба с неудобствами внешней природы.
  • В 15 веке было основано всего 57 пустынных монастырей.

Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем состояния всего мирного общества:

Стремление покидать мир усиливалось не от того , что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Велико значение монастырей в деле строительства Российского государства:

  1. Они являлись рассадниками жизни и просвещения.
  2. Они развивали земледелие и строительство.
  3. Сергием Радонежским были введены разрядища по службам:
  • келарь;
  • подкеларник;
  • казначей;
  • уставник;
  • трапезник;
  • повар;
  • хлебник;
  • больным служители и т.д.
  1. Насаждали ремесла.

            Поощрялись:

  • иконопись;

В русских иконах мы видим перевоплощение итальянского примитивизма и азиатской миниатюры. Но эти элементы поглощаются творчеством народным и дают свое новое целое. Дают русскую икону, перед которой справедливо склоняется весь мир.

Как прекрасны и гармоничны фрески древних храмов: какое верное чутье величественной декоративности руководило древними художниками! И писали они так , что смотрящий  думал, что «стоит перед ликом Самых Первообразных» ( святых). Опять великое духовное сознание.

Как разноцветны Московские храмы!

Мы имеем элементы востока, элементы Византии, мы имеем народный быт и, наконец, элементы севера. И за всем этим поднимается Лик Человечества!

  • списывание книг;
  • расцвечивание их;
  • земледелие;
  • гончарное дело;
  • кузнечное дело;
  • художественная роспись;
  • и др.
  1. На культуре духа закладывали основу государственности.
  1. Появились такие стили как:
  • монументальный;
  • орнаментальный;
  • эпический;
  • психологический.
  1. Появились жанры:
  • ораторский:
  • агиографический;
  • повествовательный;
  • летописный;
  • гимнографический;
  • никоновская летопись.

8  Преподобным Сергием были введены Правила:

  • не разрешалось беседовать друг с другом после вечери;
  • каждый должен был пребывать в молитве после вечери либо заниматься рукоделием;
  • не давать возможности лености овладевать телом;
  • не разрешалось ходить из Обители и просить подаяния даже в случае крайнего недостатка в пропитании;
  • чтобы все жили от своего трудового дохода;
  • стремиться к культурному и духовному объединению, внося свой вклад достижений.
  1. Сергий Радонежский явился отцом северного русского монашества. Основоположник Святой Руси и предтечею будущих старцев. Все места обителей Преподобный Сергий выбирал лично.
  1. Он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедами молодому государству.
  1. Скрепил своей подписью закон о престолонаследии от отца – сыну.
  1. Дал историческое благословение на страшную битву Великого князя Дмитрия.
  1. Он первый положил начало монастырской благотворительности. Сергий веровал, что рука дающая не оскудеет.

С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они его питательная почва; в них его корни, оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава.

Ориген заповедовал: «Глазами сердца смотрите».

Не есть ли это заповедь Самого Преподобного, который в пламенной чаше вознес заповедь сострадания и любви.

Преподобный Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое – демоны веселятся, а когда в трудах – Ангелы радуются».

В труде был пример великого сотрудничества (как в большом, так и в малом). Трудиться не только для себя, но и для общей пользы.

Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, не стираемый камень русской духовной культуры, внес его в сокровищницу мирового почитания.

Труд был возведен Им в священное понятие не отделимое от духовного самоусовершенствования.

Великое доверие к Руке Водящей живет в душе нашей.

Заповедано Преподобному Сергию в третий раз спасти Россию, поэтому поможем Ему нашими устремлениями, терпением и действиями.

Впереди строительство Нового Мира и много сил понадобится.

Следует проявить крайнюю бережливость к священным понятиям. Легкомысленное к ним отношение недопустимо. Можно безошибочно определить степень духовного развития по такому отношению. Самомнительность и самонадеянность есть наибольший камень преткновения в духовном продвижении.

В Париже есть Сергиева Обитель.

В Лондоне – Сергиева группа учащихся.

В Южной Америке имя Святого Сергия известно, под Нью–Йорком в доме музее есть комната – часовня  Преподобного.

По Азии раскинуты зачатки часовень и храмов во имя этого непобедимого Воителя ко Благу.

Валаамские распевы – это часть местной традиции знаменного песнопения.

Это древняя многовековая традиция.

Валаамские распевы —  обиход Валаамской Обители – записан нотами в начале 20 века.

Это знаменное песнопение по синодальным нотам.

Отличие этого песнопения: это авторское песнопение, которое отшлифовано годами, десятилетиями, а иногда веками. И применяемо именно для  церковного песнопения.

Троице-Сергиева Лавра в наши дни привлекает внимание многих. Что влечет сюда людей со всех концов нашей страны, из самых удаленных уголков ее, а также многочисленных гостей из-за рубежа? 

Неповторимый  архитектурный ансамбль Лавры, в котором удивительно гармонично сочетается стили самых разных эпох от 15 до 19 веков. Насыщенная событиями история монастыря, видевшего в своих стенах  и героев Куликовской битвы, великого князя Дмитрия Донского и сурового, деспотичного Ивана Грозного, и отряды польского-литовских интервентов  16 месяцев осаждавших эту твердыню земли русской.

Как в зеркале отразилась в истории Лавры история России.

Но Лавра – это не только прошлое. На ее территории и в наши дни мирно уживаются: музей-заповедник, действующий монастырь и московские духовные школы – академия и семинария.  И именно эта живая связь времен, уникальное сочетание традиций прошлого и современности, так благотворно действует на всех тех, кто в наши дни посещает удивительную жемчужину русской культуры.

История Троице-Сергиевой Лавры начинается с ее основателя – Преподобного Сергия Радонежского. Его трудами и подвигами утвердилась будущая великая обитель. Его святость – святость его жизни и духовная сила положили начало тому могучему влиянию, которое оказала и продолжает оказывать Лавра на развитие отечественной истории и русской культуры.

Вся жизнь Сергия Радонежского была подвигом. Когда ребенок был еще в утробе матери, мать пришла в церковь на молитву, и во время пения «святой литургии» младенец стал внезапно кричать в утробе матери, потом прокричал второй и третий раз. Трижды прокричал, чтобы слух о нем прошел по всей земле, и что он ученик Святой Троицы. После рождения ребенка случилось следующее. Когда мать ела скоромную пищу, младенец не брал грудь, и мать, поняв это, в дни кормления не ела скоромную пищу, а по средам и пятницам младенец вообще не брал грудь матери и оставался голодным.  Это был образ будущего воздержания, того, что когда-нибудь в грядущем он прославится постнической жизнью, что и сбылось.

При крещении ребенку дали имя Варфоломей – сын радости. Когда мальчик пошел в школу, то учеба с трудом давалась ему – и однажды он увидел в поле некого старца, святого, тот на просьбу мальчика помочь ему  одолеть Божественную грамоту, дал ему кусочек святой просвиры. Это было ему знамение Благодати Божественной. Родителям мальчика старец сказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

С юношеских лет Сергий хотел начать монашескую жизнь. После смерти родителей, расстался с житейскими заботами, передав все младшему брату Петру, со старшим Стефаном ушел в лес, искать место пустынное.  Нашли они с братом место пустынное и полюбили его. Помолившись, начали рубить лес и бревна на своих плечах таскать. Построили келью, потом церковку неболшьшую, срубили и освятили ее, пригласив из города священника, и назвали ее во имя Святой Троицы.

Брат Стефан скоро покинул Варфоломея, ушел в Москву, а Варфоломей более всего хотел принять пострижение монашеское. Призвал к себе в пустынь старца Игумена Митрофана, был совершен обряд пострижения на память святых мучеников Сергия и Вакха. Дано было имя ему в монашестве – Сергий.

Кто может рассказать о трудах его и кто в силах поведать о подвиге его, которые он совершал, оставаясь в пустыне?

Известно,  что звери часто приходили – выли, ревели, но Сергий оставался не тронутым, благодать Божия охраняла его.

Сам Дьявол со множеством воинов бесовских появлялся и угрожал Сергию, говорили: «Беги, исчезни отсюда». Но Сергий, вооружившись молитвой и именем Святой Троицы, вооружившись крестом, вместо оружия, поражал врагов. Шло время, а Сергий оставался в пустыне один. Захотел Бог облегчить  труд его, и прославить место это, и пустынь преобразить. Начали посещать святого монахи и стали просить Преподобного: «Отче, прими нас, мы хотим здесь жить и души свои спасти». Словами Спасителя  отвечал Сергий: «Приходящего ко мне не изгоню вон», «Где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я».  Каждому нужно было построить себе келью. И просил Сергий братию: «Приготовьтесь к тяготам и постам, подвигам духовным, приготовьте сердца ваши не для пищи, не для покоя, но для терпения, чтобы претерпеть всякое искушение и скорбь».

Во всех делах монашеских участвовал Сергий. Сам построил 3 или 4 кельи. Дрова из леса носил, колол и разносил их по кельям, толок зерно и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, воду носил и каждому у кельи ставил. Сам шил себе одежду, но не из яркого и дорогого сукна, а из простой сермяги, из которой братия не хотела шить. Он ходил в одежде нищего. Так, однажды, прибывший в монастырь крестьянин, хотел увидеть святого, а Преподобный мотыгой работал в огороде. Долго не хотел верить, что это и есть Преподобный Сергий. Когда братия показывала крестьянину на работающего в огороде Сергия, тот гововрил: «Я пророка увидеть пришел, вы же мне сироту показали». Когда братия хотела выгнать крестьянина, Сергий сказал им: «Если вы находите вину за ним, услышите Павла – апостола: «Если человек впадает в некое прегрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости и смирения».  Сергий сам подошел к крестьянину с великим смирением, поклонился ему до земли и поцеловал его. И ощутил крестьянин стыд и трепет, стал просить у Сергия прощения: «Отче! За все мои  несчастья и прегрешения прости». С тех пор этот человек имел великую веру в Святую Троицу и Преподобного Сергия, и остался в монастыре.

Когда братия упросила Сергия стать Игуменом, он согласившись, не изменил своих правил, говрил им: «Кто из вас хочет быть первым, да будет из всех последним и слугой всем».

Случилось однажды такое испытание. Не было у игумена хлеба и соли, и по всему монастырю истощилась всякая еда. А была заповедь у Преподобного – не ходить и не просить у мирян еды, а ждать милости от Бога. Как повелевал, так и сам поступал. Три дня не было хлеба, Сергий взял топор, придя к одному из старцев по имени Данило сказал ему: «Слышал я, что хочешь ты пристройку к кельи соорудить. Я же большую плату не вохзьму, но нет ли у тебя гнилого хлеба?»  Данила вынес ему решето гнилого хлеба, но Сергий пока работу не окончил, не взял хлеба. И видела братия, как ел отец их гнилой хлеб, и восхищалась его терпению, воздержанию его. Но не все. Некоторые стали роптать, что не рарешает он им идти к мирянам за хлебом: «Уйдем мы завтра утром все, и не останемся здесь». Сергий, собрав их всех, поучал словами из Евангелия: «Ищите и просите прежде всего Царствия Божьего, и правды его, и это все приложится вам».

Когда же на утро постучали в ворота, и привратник открыв ворота, увидел повозки с пищей, с радостью бросился к Сергию. Когда повозки въехали, то все увидели много теплого, свежеиспеченного, ароматного хлеба и корзины с едой. Спросили: «Кто послал все это?», — то услышали: «Один христианин, очень богатый, живущий в дальних странах». Так показал Бог Сергию и его братии плоды терпения и воздержания!

Известно также, что благодаря молитвам и усредию был получен источник чистой воды, и до сих пор происходят исцеления от воды той. Также известно, что с годами Святой стал обладать даром исцеления и пророческим даром. Так произошло с отроком. Один человек, имея большую веру в Святого, принес больного мальчика, сына. Всю дорогу он говорил себе, только бы успеть донести до Святого Сергия единственного сына своего. Когда принес ему сына, Сергий пока молился, мальчик ослабел и испустил дух. Как же убивался и плакал отец. Пошел он готовить все для погребения. Но когда вернулся, то увидел сына живым. Сергию стало очень жалко отца, он стал усердно молиться, и вдруг отрок протянул к нему руки и ожил. Счастья отца не было предела.

О создании общежительства

 

Однажды пришли греки из Константинополя, посланные патриархом к Святому. Привезли подарки: крест и параманд, благословение и схиму, — затем послание отдали ему. И просил в послании патриарх, владыка Филофей об устройстве общежительства. С тех пор устанавливается в обители Сергия  общежительство.

Распределяется братия по службам: келари, пекари, пономари, екклесиархи и др.

Следовали заповеди: ничем собственным не владеть, ничего своим не называть, но все общим считать.

О том, как Святого хотели возвести на Митрополию

Блаженный Митрополит Алексей, состарившись и видя, что слабеет, призывал Святого Сергия: «Хочу при жизни моей найти мужа, который сможет после меня пасти стадо Христово. Но всех сомневаюсь, лишь тебя я выбрал, знаю, что от великих князей и до последнего человека, все требуют на это место тебя!» Но Сергий ответил: «Прости, владыка, но выше моих сил ты требуешь. И на это никогда я не соглашусь. Ктоя такой, грешный и худший из всех людей». Архирей, увидев, что непреклонен Сергий, отпустил его с миром.

Победа над Мамаем

Преподобный не был никогда политиком, как и не был он «князем церкви». За простоту и чистоту ему дана судьба, далекая от политических хитросплетений. Известно стало, что ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожную татар, и идет на русскую землю, и были все люди страхом великим охвачены. Мамай решил вообще покончить с непокорным Дмитрием.  Время для Дмитрия опасное. Здесь и выступил Сергий. До сих пор он был тихим отшельником, святым. Теперь стал перед трудным делом: благословение на кровь. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Русь православную. Как наставник и утешитель, он не может оставаться безучастным. 18 августа 1380 г. Дмитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других княжеств и воеводами, приехал в Лавру. Начался молеберн. После службы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой, осенил крестом: Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — и наклонившись на ухо ему шепнул: «Ты победишь!» Началась битва. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя, рназывал павших и читал заупокойные молитвы.  А в конце сказал: «Мы победили!» Предсказание Сергия исполнилось. Дмитрий возвратился в Москву победителем и вновь посетил Преподобного. Служили снова молебны и панихиды. Благодарность принес Дмитрий за добрый совет и выполнил свое обещание: в честь Пречистой Богоматери монастырь построил на реке Дубенки.

 Сергий жил долгие годы: 1314 – 1392 г.г., 76 лет, в совершенном воздержании и труде. Пришел он на свою Маковку скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленным старцем.  До Преподобного на Маковке был лес, вблизи источник. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из Руси. На Маковке стоял монастырь – первый  крупнейший и прекрасный монастырь северной Руси.

«Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным». Епифаний Премудрый.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *